Главное следственное управление МВД по Москве возбудило уголовные дела по ч.1 ст.307 УК РФ против трёх свидетелей защиты Михаила Ефремова, давших показания в зале Пресненского суда. Статья 307 УК – заведомо ложные показания.
Хотя в сообщении МВД для прессы имена свидетелей не назывались, но пресса и все следившие за громким судебным процессом, не затрудняясь, угадали сами. Это Александр Кобец, Андрей Гаев и Теван Бадасян. О допросе свидетелей ходатайствовал адвокат Ефремова Эльман Пашаев.
Александр Кобец показал в суде, что сразу после аварии актёр, с «волосами как у Аллы Пугачёвой», находился на пассажирском, а не на водительском сидении. Водительское место занимал некий неопознанный мужчина.
Андрей Гаев заявил, что М.Ефремов вылезал из джипа со стороны пассажирского сиденья.
Теван Бадасян рассказал о незнакомце, который сел на заднее сидение джипа Ефремова незадолго до ДТП.
Показания свидетелей – главное, что должно было подтвердить позицию защиты Э.Пашаева, а именно: обвинению не удалось доказать, что в роковой аварии виновен Ефремов, находившийся в нетрезвом состоянии за рулём джипа в момент ДТП.
Какие моменты считает значимыми следствие, возбудив против троих свидетелей уголовное дело о даче заведомо ложных показаний в суде?
Во-первых, есть приговор Пресненского суда, где показания свидетелей защиты характеризованы как противоречащие собранным доказательствам и недостоверные.
Во-вторых, защита Ефремова не ходатайствовала о допросе свидетелей в ходе досудебного производства. Все они, горя желанием установить истину, чудесным образом сами разыскали Эльмана Пашаева уже после начала судебного процесса.
В-третьих, свидетели были надлежащим образом предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний
В-четвёртых, самое главное, факт лжесвидетельства был, по заявлению представителя МВД, установлен проверкой, проведённой следствием на основе данных, полученных из прокуратуры.
Часть первая ст.307 УК РФ предполагает наказание в виде штрафа до 80 тыс. рублей либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев.
Ясно, что свидетели своё получат, иначе бы дело не возбуждали. Их неожиданное появление в суде, равно как и сопутствующие подробности не сулят им ничего обнадёживающего. Кобец наполовину слеп и был нетрезв в момент «опознания» вылезавшего с пассажирского места Ефремова. Его напарник Гаев также был нетрезв и имеет длинную историю уголовных и административных прегрешений. Ни один из двух друзей-свидетелей так и не проявился ни на одном из видео, снятых непосредственно после ДТП. Бадасян не мог подтвердить фактические обстоятельства, связанные со свидетельством.
Грозит ли уголовное дело против свидетелей неприятностями Эльману Пашаеву, лишенному адвокатского статуса? Существует ст.309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу». В день появления «свидетелей Пашаева» сторона потерпевших ходатайствовала о приобщении к делу документальных доказательств подкупа свидетелей адвокатом Ефремова. Суд не принял ходатайство. Если свидетели, ныне подозреваемые, заявят, что их действительно подкупили, это вряд ли удастся доказать.
Статья 307 УК РФ о даче заведомо ложных показаний относится к разряду «преступлений против правосудия». Этот раздел уголовного законодательства не пользуется популярностью у правоприменителей. С кражами и мошенничеством не сравнишь. В 2019 году по ст.307 УК осудили 234 человека. Возможно, что «дело свидетелей Ефремова» пробудит интерес к теме лжесвидетельств в судах.