Доброго осеннего дня, дорогие друзья. Сегодня речь пойдет о Благовещенском мосте, он же Николаевский (с 1855 года), он же мост Лейтенанта Шмидта (с 1918 года).
Мост стал первой постоянной переправой через Неву в Петербурге
Этот факт обычно известен всем: заложенный в начале 1843 года, мост сдан через семь лет - 21 ноября 1850 года - ровно 170 лет назад.
Расположенный на островах Петербург остро нуждался в постоянных мостах, но ранее середины XIX века эту идею осуществить не удавалась: не хватало знаний или денег.
Дело в том, что Нева в этом месте глубокая и полноводная, что требовало достаточно серьезной конструкции, способной противостоять стихии, кроме того - это был главный судоходный путь в город из Финского залива, то есть по реке постоянно двигались высокомачтовые суда.
Поэтому Санкт-Петербург почти 200 лет своего существования обходился временными наплавными или плашкоутными мостами.
Хотя в государственные учреждения постоянно подавались проекты переправы (только обнаруженных на сегодняшний день более 60-ти), например еще в XVIII веке свой вариант предлагал небезызвестный Иван Кулибин.
Благовещенский мост стал самым длинным в Европе...
Это второй общеизвестный факт об этом мосте - его исключительная для того времени длина — 298,2 м.
Новый мост имел восемь одинаково пологих пролётов, семь из которых перекрывали чугунные арки и восьмой — двукрылый, разводной, расположенный у берега Васильевского острова. Это создавало единую стройную композицию с четким ритмом.
Строительство велось под руководством инженера-майора Станислава Валериановича Кербедза, он же был автором проекта постоянного моста 1842 года (но первый проект переправы Кербедз разработал осенью 1838 года после возвращения из заграничной командировки).
Архитектором выступил Александр Павлович Брюллов. В частности его авторству принадлежать эскизы чугунного перильного ограждения на морскую тематику - два гиппокампа (это мифические морские коньки - повелители рыб) устремлены к трезубцу, стоящему на морской раковине.
Многогранные застекленные газовые светильники завершали облик моста - на примыкающей набережной и каждой опоре моста на стойках в виде колонн коринфского ордера был установлен фонарь (и о них чуть ниже).
... и в его конструкции нашло место множество современных технических новинок, примененных впервые
- Металлические фермы в мостостроении - один из первых примеров использования.
- Первое в мире использование металлической раскосной фермы в качестве крыла разводного пролёта.
- Впервые в России была использована горизонтальная система разведения моста.
- Не говоря уже о ряде машин и механизмов, сконструированных или переделанных специально для этого проекта: станки для подводных пил, подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм по особой программе, разнообразные инструменты - часть оборудования поставлялась из США, часть изготавливалась в России.
Масштабные реконструкции 1938 года и 2007 года
В 1930-е годы, после открытия Беломорско-Балтийского канала и Волго-Балтийского водного пути, после появления крупнотоннажных судов мост окончательно перестал отвечать требованиям времени.
В 1938 году теперь уже мост Лейтенанта Шмидта был полностью перестроен: от предыдущей конструкции остались только старые опоры моста (они были изменены только в верхней части), перильное ограждение и фонари 1910 года.
На сегодняшний день Благовещенский мост - единственный мост на Неве, фундамент которого выполнен из деревянных свай.
Двухкрылый раскрывающийся разводной пролёт разместили над самым глубоким местом Невы - по центру.
И опять же в техническом плане он стал выдающимся достижением советского строительства: вместо заклепок впервые в мостостроении использовалась электросварка, впервые конструкция моста испытывалась водяной статической нагрузкой.
В 2007 году потребовалась новая капитальная реконструкция - кратно увеличилась транспортная нагрузка на мост, разводной механизм также был близок к исчерпанию своего ресурса - и мост вновь перестроили и вновь - на тех же сваях.
На этот раз, чтобы сохранить транспортную доступность, был построен опять же разводной временный мост-дублёр. Петербургские острословы не преминули дать ему название - «сын лейтенанта Шмидта», мостостроителей, соответственно, называли детьми вышеупомянутого лейтенанта.
В ходе этой двухлетней реконструкции были не только заменены ответственные конструкции, но и мосту были возвращены его первоначальный облик и название.
На торжественном открытии моста присутствовала праправнучка С. В. Кербедза.
Так что же произошло с демонтированными частями конструкции моста?
Во-первых, снятые еще в 1910 году газовые фонари, вы их видите на фотографии 1900-1904 года, оказались на на Марсовом поле — вокруг Мемориала борцам революции.
Во-вторых с чугунными арками, которые заменили в 1938 году, произошла еще более интересная история - они переехали в Тверь (тогда Калинин) и стали новым мостом через Волгу в середине 1950-х. И этот мост стоит по сей день))
А еще первую конструкцию моста в подробностях можно увидеть в фильме «Октябрь» 1927 года Сергея Эйзенштейна
Именно за Николаевским мостом у Английской набережной в 1917 году стоял крейсер «Аврора», и именно отсюда он выстрелил в направлении Зимнего дворца. Сейчас на набережной на том самом месте установили памятный знак.
Кинопленка навсегда запечатлела почти первоначальный облик моста.
☂Друзья, спасибо за внимание! Если вам нравится статья?! - ставьте лайки!! Подписывайтесь на канал - впереди много интересного.
Также читайте статью о пешеходных мостах Петербурга, статью о "французском реверансе" - Троицком мосте и о разноцветных мостах Санкт-Петербурга.