Продолжаем разговор об отрицательных персонажах в балетных историях. Кажется, остановиться на этом нам не удастся, мы обязательно продолжим :)
Северьян в балете "Каменный цветок"
Даже либретто “Каменного цветка” в постановке Юрия Григоровича описывает приказчика Северьяна как наглого, подлого и жестокого. А уж на сцене это как проявляется! Даже внешний облик героя, его длинные неопрятные волосы, агрессивные цвета нарядов, определяют для зрителя его характер. Если Данила мастер - о творце и его сомнениях, его поиске идеала и мучительным выборе между предназначением и обычной жизнью, то Северьян - про все худшее, что окружает творцов. Про потребление, наживу, жадность, подлость, грубую силу и привычку получать желаемое любым путем. В сказке, конечно, такое зло наказано, но в жизни, увы, очень часто подобной наглости, подкрепленной ресурсами, нечего противопоставить.
В общем, Северьян - один из самых отвратительных балетных героев, самых контрастно нарисованных злыдней. Танцевально партия очень непростая, насыщенная и темпераментная, но играть такого героя - одно удовольствие.
Ну и Северьяну достается один из самых заметных спецэффектов спектакля - по воле Хозяйки Медной горы его буквально проглатывает, засасывает в себя земля.
Тибальт в "Ромео и Джульетте"
Практически нет постановок “Ромео и Джульетты”, где партия Тибальта, родственника Джульетты, убитого в итоге ее возлюбленным, была бы неинтересной. Хореографу могут быть даже не очень интересны, до поры до времени, главные герои, но Тибальт это практически всегда - выигрышная партия. Возможно потому, что этому отрицательному герою досталась едва ли не самая эффектная музыка и темы в балете Прокофьева.
Кого на самом деле любил Тибальт, из-за чего он стал фактически лидером борьбы с противоборствующим кланом? Шекспир не дает нам прямого ответа, оттого постановщики вольны искать подсказки и дополнять образ героя своими смыслами. Часто это ревность связана с Джульеттой, иногда - с ее матерью. А иногда кажется, что все дело в Меркуцио, чей характер и умение зло шутить сами по себе - страшные раздражители. В жизни примеров таких конфликтов, когда человек-”шут”, трикстер бесит блюстителя порядка до рукоприкладства - множество. Как бы там ни было, трагедию ничем не сдерживаемая ненависть Тибальта спровоцировала.
В танце этот герой обычно представлен крупными мазками - широким шагом, напористостью, резкостью движений, с жестами, демонстрирующими превосходство и задиристый нрав.
Интересно, что в постановке Лавровского - самой знаменитой балетной версии “Ромео и Джульетты” - Тибальта наградили костюмом чрезвычайно странной расцветки, напоминающим то ли шута, то ли задиристого петуха.
Яго в "Отелло"
В отличие от Тибальта, предпочитающего действовать кулаками и шпагой открыто, Яго, другой шекспировский герой - мастер подковерных интриг. Он убивает словом, клеветой, подозрением и сомнениями. Роль эта совсем другого плана, не дающая демонстрировать темперамент, но, несомненно всегда интересная актерски - особенно для балета, где слова для создания образа использовать нельзя.
Постановок “Отелло” довольно много, от Чабукиани до Ноймайера, но мы бы в этом разговоре хотели вспомнить небольшой балет Хосе Лимона на музыку Генри Перселла “Павана Мавра”.
Павана - медленный танец, в котором исполнители церемониально сходятся и расходятся и меняются местами, танец сдержанный, не лишенный торжественности. Тем интереснее наблюдать за тем, какие страсти скрываются за это ритуальным исполнением. Совсем небольшая мизансцена - руками как паутиной опутывает Яго Отелло, травит ядом клеветы, сеет сомнения, разбивает дуэт третьим лишним. Очень простое пластически решение, дополненное прекрасной, тревожно-торжественной музыкой, оказывается невероятно выразительным.
Красс в "Спартаке"
Балет “Спартак” давно стал визитной карточкой Большого театра. Спектакль Юрия Григоровича - не первая балетная постановка истории о восстании рабов - но точно самая знаменитая.
Противостояние гладиатора Спартака и римского патриция Красса - это, конечно, про классовую борьбу, а не про историю личных счетов. Но следить за историями двух героев параллельно очень интересно и показательно. Спартак делает ставку на желание людей быть свободными, но очень быстро оказывается, что одной свободы им мало. Впрочем, свою личную игру Красс тоже проигрывает всухую, и если бы не хитрость Эгины, если бы не ее моральная поддержка (как сделано самое начало третьего акта! Настоящий сеанс у психоаналитика :))) - кто знает, как бы развернулись события.
Впрочем, это, мы, конечно, отвлеклись :) Партия Красса была создана на Мариса Лиепу, не только на его физические данные (в партии заметно эксплуатируются прыжки, которые были у Мариса коронными и которые никто теперь не может повторить), но и на его актерские возможности.
Недостаточно приклеить нос с горбинкой и сделать оскал, чтобы получился образ человека с червоточинкой, роскошного снаружи и гнилого внутри. Именно таким играл своего Красса Марис, именно таким стараются сделать его все те, кто танцует после него.
Принц Лимон
Ну и куда без злыдней комических! Принц Лимон - герой очень неприятный, такой тиран-неврастеник, казнящий направо и налево, трус и манипулятор. Но - какой же смешной! Особенно если повезет, и в этой партии в балете “Чиполлино” выйдет не только хороший танцовщик, но и прекрасный актер. Кстати, одним из первых исполнителей этой партии был никто иной как Марис Лиепа, да-да!
Танец у Лимона совсем непростой, очень карикатурный, рассчитанный на артиста с длинными конечностями.
К сожалению, сейчас в Большом театре этот спектакль не идет (посмотреть его в самой удачной версии - версии Майорова, можно в Михайловском театре), но среди недавних исполнителей Лимона выделим Дениса Савина - его выходы всегда были невыносимо смешны!