Найти тему
Советы Сценаристу

Структура истории. Три акта пугают, но бояться нечего...

Оглавление

Если вы не знаете, как сформировать структуру вашего сценария, попробуйте взять другой сценарий или фильм в качестве гида или шаблона.
Если вы не знаете, как сформировать структуру вашего сценария, попробуйте взять другой сценарий или фильм в качестве гида или шаблона.

СТРУКТУРА

В первую очередь, хорошая структура – невидима. Не переборщите с ритмом сцены, сокращением диалогов и другими структурными уловками.

ПЕРВЫЙ АКТ – это не просто «завязка сюжета» и «представление персонажей», это ещё и понимание того, «каковы ставки» и «чего хочет главный герой».

Формулируйте миссию: где–нибудь на первых 10 страницах сделайте так, чтобы главный герой сообщил то, что ему действительно нужно.

На первых 10–ти страницах покажите то, что мы никогда не видели. Неважно, монстр это или оригинальная шутка, просто дайте нам что-то новое.

На первых 10 страницах каждая строчка диалога, каждый персонаж и каждый кусок информации остаётся в уме читателя. Это 10 главных страниц!

Персонажей, сильно изменяющихся в течение сценария, представляйте в первом акте, а тех, кто меняется мало или помогает меняться другим, во втором.

Ключевой момент – яркий поворот, который НАВСЕГДА изменяет жизнь героя и побуждает его к действию.

ВТОРОЙ АКТ – это действие, когда герой всегда в буквально смысле попадает в новый мир или старый мир, в котором что-то изменилось (появилось или исчезло).

Изменение требует от героя решительных действий, иначе наступят ставки, ухудшение ситуации, которого он и хочет избежать. Поэтому он придумывает план и приступает к действиям по решению проблемы.

Ничего не должно доставаться герою легко. Каждое действие должно проходить через препятствия, которые потребуют от героя проявления качеств его характера.

Середина – событие, когда ваш герой, как ему кажется, находит именно то, что искал. Он почти решает проблему, но это оказывается совсем не тем, что ему на самом деле нужно. Происходит поворот, ставки меняются и герою предстоит сделать новый выбор.

Если вы ещё не знаете, какой именно меняющий жизнь выбор должен будет сделать герой в середине и в конце второго акта, не начинайте писать.

Конец второго акта – это провал, все потеряно, герой теряет все то, в чем так сильно нуждался, чего добивался и искал.

ТЁМНЫЙ МОМЕНТ – это то, что происходит в сознании главного героя, когда он отталкивает или принимает тот факт, что не может победить.

Пошаговая структура второго акта:

-2

ТРЕТИЙ АКТ – это кошмар главного героя, самое худшее, что могло произойти. Случись это в первом акте, он бы скулил, свернувшись калачиком.

Третий акт выглядит как финальная схватка с боссом в видеоигре. Герой должен использовать все навыки, полученные ранее, для того, чтобы победить.

Третий акт не обязательно должен быть большим. Но он должен казаться большим для вашего героя.

Не считайте третий акт ответом на все вопросы или связкой линий. Думайте о нём как о прибытии героя в пункт, где заканчивается история.

Кульминация. Финал

Кульминация – это всегда трудный выбор. Не соглашайтесь на чистую и аккуратную концовку, если могла быть грязная и эмоциональная.

Всегда пишите финал, который даёт самые эмоциональные переживания для вашего героя, даже если получается совсем не то, что вы планировали.

Для кульминации вы повышаете ставки, а затем быстрее покажите нам результат, как именно изменилась жизнь вашего героя в лучшую сторону.

Если вы не знаете, как заканчивается ваш сценарий, это знак, что вы пока не определили для себя реальную тему этой работы.

В конце сценария, когда герой встречает того, кого не видел с самого первого акта, используйте встречу, чтобы показать, как изменился главный герой.

Если ваш сценарий заканчивается тем, что ваш герой подмигивает в конце, я буду охотиться за вами, найду и прикончу. Не вынуждайте!

Не добавляйте что-то только потому, что этого «требует жанр». Так и появляются скучные погони, предсказуемые убийства и свадьба в третьем акте.

Трехактная структура полнометражного фильма:

-3