Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как в детских садах пропагандируют православие

Оглавление

Пропаганда православия набирает обороты. Появилось сообщение от жительницы из Курска, что в одном из детских садов, куда ходит ее ребенок, ввели занятия по изучению "основ духовно-нравственной культуры".

Родителям выдали заявление на согласие преподавать религиозные уроки в старшей группе. Судя по заявлению речь идет про детский сад комбинированного вида №127, который является бюджетным муниципальным дошкольным учреждением.

В заявлении прописана просьба создать условия для изучения основ духовно-нравственной культуры по программе Гладких Л.П., митрополита Зиновия, Ильина О.С, Меньшикова В.М. "Мир – прекрасное творение".

Жительница утверждает, что все родители подписали согласие, кроме нее одной. Она не согласилась с программой курса, потому что в ней пропагандируют православие, при этом осуждают атеизм и другими религии. Ее ребенок единственный не посещает религиозные занятия и сидит в соседней комнате. Воспитатели говорят, что за 4 года это первый случай отказа. Она также сообщает, что эти курсы проводят и в других садиках.

Что это за программа?

"Мир – прекрасное творение" является учебно-методическим пособием для педагогов детских садов, есть в открытом доступе. Пособие написали в 2008 году в Курске некто Гладких Любовь Петровна, доктор педагогических наук В.М. Меньшиков и митрополит Зиновий. Создание курса происходило при тесном сотрудничестве РПЦ и властей Курской области.

Обложка пособия.
Обложка пособия.

Краткий анализ программы

В эпиграфе приведены цитаты святителя Филарета Московского, священника-богослова Василия Зеньковского и православного философа Ивана Ильина. Первый жил во времена империи, второй был мистиком и белоэмигрантом, третий вообще поддерживал Гитлера в начале 30-х.

Во введении программы прописаны очень странные для светского образования строки:

"На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало... Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу.
Однако после Октябрьской революции в России началась атеизация всей жизни страны, в том числе и воспитания. В этот период вопреки тысячелетней традиции воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки были искусственно изъяты знания о духовном мире ребенка и его развитии."

Затем следует вывод, что атеизм в СССР сделал невозможным духовно-нравственное воспитание детей. То есть все советские дети были безнравственными и бездуховными. Наверное, православная элита в лице игуменьи Феофании о духовности и нравственности знают вдоль и поперек.

Во "Введении" навязывается мысль, что без церковных знаний дети неспособны быть "духовно-нравственными".

Первая часть пособия - антинаучная публицистика

Первая часть пособия повествует о психолого-педагогических основах изучения православной культуры, содержание которой якобы претендует на какую-то научность. Я напомню, пособие предназначено для преподавателей, то есть там должен быть научно-обоснованный текст. Но ничего подобного там нет.

Весь текст основан на страшилках публицистов о вреде информационного века и "сект", и что только духовно-нравственное церковное воспитание, дающее "знание", а не "информацию", способно справиться с современными вызовами. Концепция первородного греха рассматривается как адекватная в объяснении социальной жизни людей.

Даны базовые понятия, среди которых есть такие как "душа", "духовная жизнь", дается определение: "Духовно-нравственное отношение человека к миру – это отношение человека к Богу". Авторы открыто заявляют, что цель пособия – религиозное воспитание детей в рамках православного христианства.

Но это еще цветочки. Самое главное находится в содержании занятий.

Тематика занятий

Тематики занятий расписаны для всех групп, начиная с 3-летнего возраста. Чтобы понять весь накал религиозной пропаганды, достаточно посмотреть на тему первого занятия: "Бог – Творец мира, в котором мы живем".

Скрин оглавления пособия.
Скрин оглавления пособия.

Занятие имеет воспитательную и развивающую задачу. Под воспитательной задачей подразумевается много пунктов, в том числе воспитание "доверия к Творцу". В развивающей задаче один из пунктов заключается в содействии становления духовно-нравственной личности с "направленностью на познание Бога".

Таким образом, данное пособие полностью копирует содержание "Закона Божьего", который преподают в церковно-приходских школах. Ничего светского в нем нет. Церковники избрали нехитрый способ пропаганды своих идей. Под воспитанием любви к природе и семье втюхивают исключительно религиозные элементы.

Я встречал защитников таких пропагандистских программ, в защиту они спрашивали: "Вы что, против того, чтобы дети учились природу и семью любить?". Я не против, но почему бы не выбросить все религиозные элементы из этих пособий? У нас в стране религия отделена от государственного образования. Пропаганда религии в казенных детских садах и школах – это нарушение федерального закона об образовании.

-4

Выводы

Казалось бы, как можно втюхивать детям данную программу? Неужели у нас в России так много православных? Нет, все гораздо проще.

Многие родители соглашаются не потому, что хотят навязывать детям православие и хождение по церквям. Их подкупают словосочетанием "духовно-нравственное воспитание". Разве может быть духовно-нравственное воспитание плохим? Нет. Но если бы было написано религиозное воспитание, то некоторые бы задумались.

Тем более, мало кого волнует содержание образовательных программ. Раз государство предоставило место в садике, то этого достаточно. А что они будут навязывать детишкам – неважно.

Духовно-нравственное воспитание – это что-то непонятное, но звучит прикольно, и под закон об образовании отлично подпадает. А по факту духовно-нравственное воспитание – это религиозное, точнее православно-религиозное воспитание, где детей учат вере в Бога и критикуют атеизм. Это уже не соответствует закону об образовании.

-5