Лекция 1.
Тема: Приоритетные направления образования в Узбекистане. Методика и технологии в ВОУ
Ключевые слова: система высшего образования, концепция, цифровые технологии, метод, методика, технология.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2030 ГОДА
Стратегическими целями развития системы высшего образования являются:
Þ повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны;
Þ создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов, способных самостоятельно принимать решения для реализации их интеллектуальных способностей и формирования в качестве духовно развитой личности;
Þ формирование здоровой конкурентной среды, повышение привлекательности и обеспечение конкурентоспособности сферы на международном уровне.
Развитие системы высшего образования осуществляется на основе следующих приоритетных направлений исходя из долгосрочных целевых перспективных задач:
Þ расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием;
Þ внедрение цифровых технологий и современных методов в учебный процесс;
Þ повышение результативности научно-исследовательской деятельности в высших образовательных учреждениях, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки;
Þ повышение действенности духовно-просветительской и воспитательной работы;
Þ активное привлечение заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов;
Þ обеспечение финансовой независимости и стабильности высших образовательных учреждений, укрепление материально-технического обеспечения;
Þ системное развитие высших образовательных учреждений и совершенствование их управленческой деятельности;
Þ борьба с коррупцией, внедрение действенных механизмов обеспечения прозрачности;
Þ повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования, обеспечение ее признания на международном уровне и конкурентоспособности.
Þ
Расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием
В целях расширения охвата высшим образованием, повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в нашей стране проводятся следующие мероприятия:
Þ создание конкурентной среды в высшем образовании путем развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, а также филиалов авторитетных зарубежных высших образовательных учреждений с привлечением инвестиций;
Þ создание Президентского университета как ведущего центра образования и науки, подготавливающего высокопрофессиональные кадры самостоятельно мыслящих патриотов, обладающих современными знаниями и навыками в сочетании с международными стандартами и национальными традициями;
Þ формирование целевых параметров подготовки специалистов с высшим образованием с учетом инвестиционных, региональных и отраслевых программ, требований попечительских советов и технологических изменений на международном уровне, оптимизация направлений и специальностей образования, уделив при этом особое внимание развитию STEAM-направлений (точные науки, технологии, инжиниринг, творческое искусство и математика);
Þ поэтапное внедрение самостоятельного установления высшими образовательными учреждениями параметров приема на основе платного контракта исходя из мощности, научного потенциала и других основных показателей высших образовательных учреждений;
Þ внедрение механизмов поэтапного распределения параметров подготовки кадров на основе государственного гранта путем проведения конкурсного отбора среди высших образовательных учреждений;
Þ дальнейшее усиление гарантий прав женщин на получение высшего образования, обеспечение приоритета принципов гендерного равенства при получении образования, проведение широкой регулярной пропагандистской работы в махаллях, общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, направленной на широкое привлечение женщин к высшему образованию;
Þ обеспечение гармоничности и преемственности программ общего среднего, среднего специального и высшего образования с целью достижения непрерывности образования;
Þ разработка механизмов и поэтапный перевод учебных планов высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;
Þ формирование образовательных программ, исходя из интересов студентов, в соответствии с потребностями заказчиков кадров путем разработки учебных планов, направленных на формирование у студентов креативного мышления и практических навыков, основанных на индивидуальных образовательных траекториях, поэтапное предоставление академической самостоятельности высшим образовательным учреждениям по их утверждению;
Þ повышение доли часов, отведенных на самообразование, внедрение методик и технологий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа, предпринимательских навыков, внедрение методики и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе, ориентация учебного процесса на формирование практических навыков, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных планов и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов в данном направлении;
Þ совершенствование и обеспечение объективности технологий системы оценки знаний студентов, в том числе развитие методов бесконтактной оценки знаний студентов;
Þ разработка механизмов развития здоровой конкуренции среди студентов в освоении предметов;
Þ поэтапное уменьшение количества предметов в учебных планах за счет непрофильных дисциплин, а также включение сопряженных предметов в перечень предметов по выбору;
Þ усиление внимания к качеству подготовки кадров в гуманитарных и педагогических направлениях, пересмотр и усовершенствование учебных планов и программ по направлениям и специальностям педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, формирование навыков применения современных педагогических технологий в образовательном процессе у студентов, обучающихся в данном направлении, улучшение инфраструктуры педагогического образования, обеспечение всех общеобразовательных школ в регионах высококвалифицированными профессиональными педагогическими кадрами, освоившими иностранные языки;
Þ совершенствование системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных педагогических кадров для высших образовательных учреждений на основе передового зарубежного опыта;
Þ регулярное повышение квалификации специалистов, ответственных за учебно-методическую деятельность в высших образовательных учреждениях;
Þ увеличение удельного веса предметов специальности, преподаваемых на иностранных языках по направлениям и специальностям образования;
Þ постоянное совершенствование учебных планов и программ магистратуры для выработки у студентов магистратуры способностей к проведению научных исследований на высоком уровне, ведению педагогической деятельности, управления, критического мышления и системного анализа;
Þ улучшение качества учебной литературы, упрощение порядка создания современной учебной литературы, ускорение приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, расширение использования зарубежной литературы в качестве дополнительной либо альтернативной учебной литературы, обновление библиотечных фондов на регулярной основе;
Þ совершенствование механизмов распределения годовой учебной нагрузки профессоров-преподавателей, отобранных на конкурсной основе и обладающих авторскими правами на учебную литературу, предусмотрев при этом в их общей годовой нагрузке увеличение времени, отведенного на создание учебной литературы, за счет часов, отведенных на проведение учебных занятий;
Þ увеличение видов образовательных услуг, оказываемых студентам с ограниченными возможностями и улучшение их качества, развитие инклюзивных процессов в образовании, внедрение адаптивных технологий;
Þ улучшение качества оказания студентам образовательных услуг на основе изучения мнения студентов об учебных занятиях (feedback), а также развития системы взаимных посещений (peer review);
Þ развитие у студентов деятельности по самообразованию путем создания площадок для профессионального общения профессоров-преподавателей по отраслям науки, широкого привлечения студентов к процессу обеспечения качества образования и внедрения "тьюторской" системы организационно-методической помощи;
Þ ежегодное проведение среди студентов национального опроса в республиканском масштабе в целях изучения мнения студенческой молодежи о ее академической деятельности, проблемах, образе жизни, учебном процессе и созданных условиях исходя из опыта зарубежных стран;
Þ привлечение в высшие образовательные учреждения, на курсы переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных зарубежных профессоров-преподавателей и специалистов для ведения учебно-педагогической и научной работы, а также соотечественников за рубежом, ведущих деятельность и достигших значительных успехов в сфере образования и науки, изъявивших желание внести свой вклад в развитие страны, с созданием в этом направлении академических и инфраструктурных удобств для них;
Þ создание эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных профессоров-преподавателей, ученых к образовательному процессу, развитие системы оценки их деятельности на основе определенных показателей;
Þ увеличение на системной основе доли профессоров-преподавателей и студентов в высших образовательных учреждениях, обладающих сертификатами национальной и международной систем оценки, в совершенстве освоивших иностранные языки;
Þ повышение профессионального мастерства профессоров-преподавателей путем их обучения в магистратуре и докторантуре, прохождения стажировок, повышения квалификации в зарубежных странах при содействии Фонда "Эл-юрт умиди";
Þ широкое привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков, имеющих многолетний трудовой стаж, системная организация стажировок профессоров-преподавателей на предприятиях и в организациях соответствующей отрасли;
Þ совершенствование нормативно-правовых и учебно-методических основ внедрения систем непрерывного повышения квалификации и переподготовки для специалистов социальной сферы и всех отраслей экономики, широкое использование возможностей дистанционного обучения в данном направлении;
Þ развитие подготовки кадров по заочной и вечерней формам обучения в высших образовательных учреждениях с целью обеспечения обучения студентов без отрыва от производства, внедрение при этом современных образовательных технологий на основе цифровых технологий;
Þ совершенствование государственных образовательных стандартов с целью обеспечения соответствия экономики современным требованиям;
Þ разработка и развитие методической базы для организации содержательной производственной, квалификационной и иных видов практики студентов;
Þ внедрение в практику программ внутренней академической мобильности, механизмов взаимного обмена опытом между высшими образовательными учреждениями республики;
Þ развитие программ академической мобильности профессоров-преподавателей и докторантов в рамках сотрудничества с зарубежными высшими образовательными учреждениями;
Þ совершенствование механизмов внутреннего контроля и подотчетности в повышении качества образования в высших образовательных учреждениях;
Þ поэтапное внедрение в практику опыта приема на учебу в высшие образовательные учреждения абитуриентов, имеющих сертификаты национальной и международной систем оценки по предметам, соответствующим направлениям образования, принимая во внимание среднюю оценку в аттестате выпускников в процессе приема в высшие образовательные учреждения;
Þ расширение перечня предметов, по которым предоставляются сертификаты национальной системы оценки, поддержка деятельности государственных и негосударственных учреждений, оказывающих данные услуги;
Þ совершенствование порядка проведения предметных олимпиад в высших образовательных учреждениях, обеспечение соответствия прозрачности и механизмов оценки с критериями международных олимпиад и конкурсов.
Внедрение цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс
В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов проводятся следующие мероприятия:
Þ организация системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики;
Þ создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров;
Þ индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, "blended learning", "flipped classroom";
Þ организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
Þ внедрение в практику платформы "E-MINBAR" с возможностью онлайн-наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование "облачных технологий" в образовательных процессах;
Þ широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими, расширение возможностей непрерывного повышения профессиональной квалификации студентов путем организации пользования ими библиотечным фондом и базами данных после завершения обучения в высших образовательных учреждениях;
Þ ускорение создания национальных электронных образовательных ресурсов, организация работ по переводу зарубежных электронных образовательных ресурсов, поэтапное увеличение удельного веса электронных ресурсов в образовательном процессе, создание электронной учебной литературы, а также системы размещения в библиотеках информации по электронным ресурсам с помощью QR-кода с целью загрузки электронной учебной литературы на мобильные устройства;
Þ создание электронной базы научно-технической информации, состоящей из материалов конференций, выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций высшего образовательного учреждения, широкое внедрение пользования системой антиплагиата с целью сохранения новизны научно-технической информации в будущем;
Þ развитие использования современных программных продуктов в образовательном процессе, широко применяемых на международном уровне, исходя из специфики направлений и специальностей образования;
Þ резкое сокращение количества разных отчетов и информации, получаемых из высших образовательных учреждений, отказ от использования бумажной формы их составления, поэтапный переход на платформу "Электронный университет", обеспечивающую перевод системы управления, учебного процесса, библиотек и документооборота в электронный формат, внедрение электронной системы мониторинга эффективности деятельности участников образовательного процесса;
Þ налаживание ведения постоянно обновляемой электронной базы (Student Record System), отражающей в себе сведения о педагогических работниках, студентах бакалавриата и магистратуры, докторантах высших образовательных учреждений с созданием на ее основе национальной системы;
Þ введение в действие единой информационной регулярно обновляемой платформы высшего образования - "Информационная система управления высшим образованием" при содействии международных финансовых организаций, отражающей в себе учебно-методические, нормативно-правовые и статистические данные в сфере высшего образования, а также сведения по оказанию государственных интерактивных услуг, предусмотрев в ней возможность приема в режиме онлайн объявлений и заявлений на конкурсы, проводимые на замещение вакантных должностей.
Следует обратить внимание на повышение результативности научно-исследовательских работ, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки в высших образовательных учреждениях.
Следует обратить внимание на педагогические технологии. Педагогические технологии - процесс своеобразный и требует не столько конкретизации технологической терминологии, сколько практических наблюдений, экспериментальной проверки в рамках педагогических принципов: «здесь и сейчас работай в команде»; «сделай так, как ты хочешь»; «подумай и реши: почему ты поступил так, а не…?» и т.д. Налицо оперативная «действенность», свойственная чаще всего людям особого склада ума и не всегда укладывающаяся в рамки мышления обучаемого.
(Указ Президента РУз от 08.10.2019 г. N УП-5847)
Внедрение современных технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Сегодня, в условиях модернизации образования термин «методика обучения» некоторые ученые заменяют термином «технология обучения» - это неправильно, особенно относительно преподавания литературы как вида искусства.
Традиционная методика преподавания литературы допускает не очень жесткую постановку целей, не предлагает жесткой управляемости учебным процессом. Обучающие операции в методике - область педагогического творчества учителя, обратная связь слаба, а оценки учебных достижений обучаемых нередко субъективны, а с помощью современных технологий обучения некоторые педагоги стремятся превратить обучение литературе в «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М. В. «Инновационные методы обучения в зарубежных педагогических поисках» - М.,1994).
Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Это не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича. В технологии обучения много запрограммированных стратегий, подключающих мыслительно-творческие способности и самостоятельную деятельность обучаемых.
В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты работы учителя и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства. Особенно это опасно при изучении литературы, требующего вдохновения и творчества при написании, например, сочинения или рассказа учащихся о жизни любимого писателя.
Только как составная часть методики преподавания литературы технология обучения имеет полное право на существование. Что же такое методика как наука?
Методика - раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью.
Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения литературы. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов/ учащихся литературоведческими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.
Методика преподавания литературы как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения литературы.
Методика преподавания литературы рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.
Цели, длительность, структура и содержание обучения литературы в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом литературы как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.
Вторая система – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.
Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…».
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
Следует помнить, что общественное значение предмета «Методики преподавания литературы» обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.
Технология обучения, по нашему глубокому убеждению, может рассматриваться как определенная (составная часть) методики преподавания литературы. Констатация данного положения опирается и на тот факт, что не случайно по учебному плану нашего университета появилась новая дисциплина «Методика и технология обучения литературе».
Сам термин «технология», заимствованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого и заданного характера, как производственная технология.
В зарубежной методике термин «технология» используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:
«технология обучения», что означает разработку оптимальных методик обучения и «технология в обучении». Последнее понятие означает использование технических средств обучения: в основном ЭВМ, компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников. При использовании в обучении компьютера применяются специальные разработки документов, содержащих все процедуры процесса обучения. Однако и в том, и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении учебно-воспитательных задач.
Надо отметить, что любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией. Понятие «образовательная технология», несмотря на его широкую распространенность, достаточно условно. Прежде всего, те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, точнее назвать не педагогическими, а обучающими.
Понятие методики более традиционно, хотя теперь все чаще обращаются к анализу как традиционных, так и новых, нетрадиционных технологий, которых сейчас разработано уже достаточно много. Так, только Г. К. Селевко охарактеризовано сорок технологий, используемых в современном обучении, раскрыты их образовательные и развивающие возможности. (Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие.- М., 1998.).
Понятие «технология» было впервые применено в педагогике в середине XX века и первоначально определяло систему программирующего обучения, которая была разработана группой американских ученых. В основе ее была заложена идея чёткого определения целей и задач обучения как основного элемента в построении учебного процесса.
Педагогическая технология – многоаспектное понятие, которому уделяется большое внимание. Она определяет наиболее рациональные пути, способы, принципы, методы и приемы реализации образовательного процесса.
В истории становления и развития определение «педагогическая технология» усматривает различные толкования:
Т.К. Селевко рассматривает педагогическую технологию как науку, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, систему способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении.
Для В.П. Беспалько педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
В.В.Гузеев считает, что педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Для Е.Н.Шиянова - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния.
М. Чошанов рассматривает процесс технологии обучения как составную процессуальную часть дидактической системы.
Б.Р.Мандель отождествляя технологию с процессом обучения, считает, что при этом в классе создаются комфортные условия и для учащихся и для учителя.
По мнению М.В. Кларина, педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Автор известной книги «Энциклопедия педагогических технологий» А.К. Колеченко пишет: «Педагогическая технология - набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями»(с.150).
Однако наиболее емкое и точное определение педагогической технологии дала конференция ЮНЕСКО, прошедшая в 1986 году: «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих на первый план оптимизацию форм образования» (Айрес/ Пресс-центр).
Заметим, что понятие «педагогическая технология» в современной педагогике неразрывно связано с понятием «метод и прием». Граница между ними представляется размытой, иррегулярной, а явное отсутствие чётких дефиниций зачастую приводит к полному смешению понятий «метод» и «педагогическая технология». Однако сопоставительный анализ методических и технологических концепций выявляет существенное различие формально тождественных понятий и позволяет четко дифференцировать их.
Ö Технология прагматична. Это набор средств, определённых конкретной целью, выбор которых для достижения этой цели определяется рационально. Реализация технологии обучения на практике требует от учителя специальных навыков и умений.
Ö Технология в основе своей универсальна и требует от исполнителя не столько мастерства, сколько профессионализма. Если метод обучения задает направление, то технология определяет самый короткий путь. Цель любой технологии - сделать этот путь более удобным и доступным каждому исполнителю, независимо от его личных качеств.
Ö В этой связи представляется возможным установление следующей дифференциации: технология - это принцип организации учебного процесса, основной целью которого является наиболее рациональное решение конкретных образовательных задач.
Ö Основу любой технологии составляет организованная по этому принципу совокупность средств и приёмов обучения. Решение концептуальных задач более широкого плана требует применения целого комплекса технологий, то есть метода.
Метод есть система, организация которой определяется принципом - технологией, а структуру составляет первичный элемент - приём. Исходя из данного определения, устанавливается следующая модель: метод - технология – приём:
Таким образом:
Þ Основой технологии обучения служит четкое определение конечной цели.
Þ В технологии цель рассматривается как важный учебный компонент, который позволяет преподавателю прогнозировать результаты обучения. При традиционном обучении степень достижения целей не является ведущей и определяется неточно, т.е. «на глазок».
Þ В технологии обучения конечная и промежуточная цель определена очень точно (диагностика), что позволяет преподавателю разработать объективные методы контроля ее достижения.
Þ В технологии обучения действия преподавателя сведены к минимуму, находясь в поиске, он проводит педагогические эксперименты, наиболее приемлемые для выбранного варианта обучения.
Þ Преподавателю в процессе использования современных технологий важно прогнозировать («видеть») результат, который не всегда соответствует и «отвечает» проектированному замыслу. Все «задумки» обучающего зависят от специфики аудитории, уровня восприятия обучаемыми учебного материала, психологического климата и т.д.
Сегодня в связи с изменением цели образования, с требованием повышения эффективности обучения появилась необходимость моделировать учебный процесс с четко заданными результатами, которые сравнительно легко можно подвергнуть контролю. Однако применять современные технологии обучения без знания основ классической методики было бы неверно. Поэтому вначале остановимся на рассмотрении традиционных методов и приемов обучения литературе и основных этапов изучения литературных произведений.
Вопросы и задания:
1.Какие задачи предусматривает КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2030 ГОДА.
2. Назовите современные методы, реализуемые в образовательный процесс по русскому языку и литературе.
3. Какие методы предусматривает цифровая технология?
4. Что вы понимаете под «педагогической технологией»?
5. Что такое методика и технология. В чем их общность и различие?