Как известно, больше всего любят ностальгировать по СССР и 90-м годам ровно те, кто никогда там не жил, или жил, но уже не помнит; или помнит, но что-то не то, явно не находясь внутри эпохи, а пройдя ее по касательной...
Получив отменные рекомендации от уважаемых людей, в которых я не сомневался, что вот именно данный свежеиспечённый сериал крайне чОтко и ровно окидывает взором тот самый яркий и противоречивый кусочек истории нашей Родины, именуемый «лихими 90-ми», я спешно прильнул к экрану, чтобы отсмотреть лично и насладиться.
И постепенно, за качественной картинкой и великолепным саундтреком, меня начало охватывать все усиливающееся недоумение, уже к концу 1 же серии выросшее в подозрение, что авторы сценария и режиссеры сами не очень глубоко понимают вопрос, не застали и не пожили, или же (что еще хуже) – в угоду неким современным силам нагло искажают прошлое.
То есть постоянно то там, то тут, слегка подтасовывая факты и не давая тем самым картине оставаться цельной, логичной и реалистичной – а значит побуждающей с сопереживанию и выбивающей ностальгическую слезу...
Зима близко
Но обо всем по порядку. Главное, что сразу режет глаз – некий фантастический мир, пародирующий Россию конца прошлого века – в принципе не знает зимы.
Она у них, как в новеллах Джорджа Мартина, наступает раз в столетие, или ещё того реже. И эта эпоха «вечного лета» напрягает буквально в каждом кадре, ведь снимали то кино не про Сочи и не про Одессу, а про Тулу, где, знаете ли, зимой доходит и до -30 с ветром.
У нас на Урале, кстати, ровно также. И я просто даже представить себе не могу уральскую пацанву, обустраивающих себе логово и место сходки – на крыше дома. На крыше!
Причем, что крыши и чердаки были открыты всегда, но никому такой романтический домик просто не мог прийти в голову, никогда.
Нет, летом в кадре опытного режиссера это выглядит красиво:
Прямо таки веет книгами Владислава Крапивина, где каждая тряпка на ветру кажется парусом, а каждый мальчишка – будущим бессмертным героем-мореходом...
Но потом проходит всего 60-70 летних дней, и все эти романтические постройки на крышах в суровой реальности средней полосы России выглядят примерно так:
Пытливый читатель наверное уже догадался, где реальные подростки той эпохи в реальной стране тусовались, общались, любили, и просто грелись:
Подвалы! Ну разумеется, главным центром жизни подростка в 90-е были подвалы. Это были:
– и качалки
– и видеосалоны
– и схроны всякого натыреного отовсюду
– и штаб дворовой гоп-группировки
– и место, куда водили девочек для обоюдного знакомства со своими телами (потому что привести себе в квартиру у большинства не было возможности – там батя после смены, дед, бабка, внучка, жучка...)
Без демонстрации хотя бы одного подвала фильм о 90-х в моем понимании немыслим вообще.
И если люди никогда не видели вживую как конкурирующий двор крушит подвал своих соперников, или как оттуда пачками вытаскивают обколотых или обнюханных подростков, или как оттуда одергивая юбочки выпархивает сперва пара подружек- восьмиклассниц, а потом за ними с довольными ухмылками пара десятков парней из ПТУ – то они вообще не понимают дух того времени.
Сразу хочу заметить, что я ничего тут не пытаюсь хвалить, одобрять, пропагандировать или выставлять в наилучшем свете. Нет
Время было крайне суровое, нормы морали даже близко были не похожи на современные, а были куда ближе к ранне-феодальному средневековью со всеми вытекающими.
Но было как было, это наша с вами история, такие были времена и нравы, они ушли в прошлое и никогда не вернутся; но это не значит, что эту историю надо искажать, замалчивать, обелять и т.д.
Банда крутых гопников
Многие критики восторгаются также достоверностью и реализмом от показа в сериале банды старших подростков, держащих проход под мостом.
Что? Под мостом да.
Проход под мостом из района в район – в сериале показан как некий форпост, охраняемый неодолимыми для главных героев силами зла.
Они значит, эти самые инфернальные силы зла – там сидят у костерка и варят чифир! Зачем чифир, почему чифир?
Чифир может и был в Туле, а мы варили и пили только манагу (конопля на молоке).
Почему на молоке? Иначе эффекта не было никакого, собирали то ее по дворам, денег брать качественную траву у цыган как всегда не было.
Ладно, вернемся к сериалу: вот даже не буду спрашивать, как бы эти будущие бандиты удерживали бы свою «стратегическую точку», опять же зимой в темноте в минус тридцать градусов. Потому что спрашивать такое нелепо, и сразу получилось бы, что в хорошую погоду летом мзда за проход взимается, а зимой ходи кто хочешь?
Прямо свобода, равенство и братство, вплоть до самой весенней капели?
У нас на Урале подростки держали свои строго дворы, и это было понятно и логично. Ведь именно во дворе: тёплые подъезды и опять же что?
Подвалы.
Погрелся, и снова в дозор, крайне удобно и комфортно следить не появится ли во дворе кто-то лишний, не свой, враждебный, готовый поделиться сигаретами, деньгами, а лучше всего шапкой-формовкой.
И причем, важно подчеркнуть: музыкальные школы, а ровно кинотеатры, парикмахерские, почта, телеграф и телефон – были доступны всем подросткам, пройти к ним по центральной улице в светлое время суток не возбранялось никому.
А вот уже зайти за здание кинотеатра, а вот сократить путь на почту по чужому двору, а вот встретить девочку из соседнего двора – вот был единственный путь к большим проблемам. В фильме же эти самые «Сторожа мостов» не пускали главного героя именно в музыкалку, чего делать не имели права ни по каким понятиям, ибо она (музыкалка) им не принадлежала.
А двор/район принадлежал.
Ладно, увеличиваем накал идиотии в фильме (смотрим всё еще самую первую серию масштабного сериала). Так вот, а ещё эти авторитетные гопники (это просто смешно) – бегают!
Сцена погони по сути на 90% и составляет первую серию сериала, в которой все те, кто сторожат точку под мостом, вдруг кидаются в погоню, бросая охраняемый объект. А если через него в это время ещё кто-то пойдет в музыкальную школу, и дани не заплатит?
И скажет другим, что там теперь оказывается можно свободно всем ходить?
Ладно, допускаю, может именно в Туле в 90-е годы и было все иначе, и там жили какие-то особенные фанаты марафонов и прочих айрон-менов, но у нас на Урале в некрупных заводских городах никто никогда ни за кем не бегал вообще. Сейчас попробую объяснить эту сложную, но очень логичную концепцию:
Убежать можно было почти всегда и за тобой бы не погнались. Во-первых, несолидно. Во-вторых, вечная зима, лёд, и случайно распластаться на дороге ни одному дворовому авторитету было бы недопустимо на глазах всего своего двора.
Найти же позже можно было всех и всегда. Без интернета, без ключей доступа к телеграмму, без прослушек и прочего современного – найти потом можно было любого.
Придти к нему домой, вывести в подъезд и спросить всё, что нужно, без беготни и одышки. И накинуть ещё процент к «взносу» за тот самый побег.
Приходили и в школы, толпой человек по 10-15, выводили кого надо с уроков и задавали все интересующие вопросы в туалете или раздевалке. Учителя делали вид, что ничего не понимают, что «это просто к нему друзья пришли, они же шутят так, это же дети». А из всей охраны в школах того времени были к те годы только уборщицы с дико вонючими тряпками.
Короче, все знали всех, кто-то с кем-то учился, где-то ходил в секцию, кружок, был в одной смене в пионерлагере, и уйти от мщения было абсолютно невозможно.
Поэтому никто никогда ни за кем не бегал, это была чуть ли не аксиома того лихого времени.
Девочка
Ещё одним режущим глаз моментом в сериале для меня стал полный игнор гопниками рыжей девочки, возлюбленной главного героя. Они как будто бы в принципе не замечают ее при многочисленных разборках.
А эта самая девочка как раз сверхактивно в эти самые разборки лезет, старательно пытаясь найти на свою молодость максимальное количество приключений в секунду.
Но вот это её очень явственное желание – авторитетные подростки старательно пытаются не замечать, прямо из кожи вон лезут.
Такого быть конечно же не могло. Желающий приключений их всегда получал с добавкой. Вот за это и любили то время, собственно.
Опять же, допускаю, что в Туле тех лет были свои уникальные правила игры, но я в своей памяти имею чуть не под сотню случаев, когда именно девочки была главным требованием у гопников, и котировались куда дороже сигарет и денег. Нет, речь сейчас не про прямое изнасилование в уплату долга, все было несколько романтичнее и не так первобытно:
Это называлось «просто познакомимся-поговорим». Например, идет компания из двух пар «Мальчик-девочка» через чужой двор, их тормозят и говорят просто:
– Парни проходят, девочки остаются, – и гопники пристально следят за реакцией друзей.
– А что как почему?
– Да просто познакомимся-поговорим, мы их в гости приглашаем в свой подвал, – по сути, избежав в первую же секунду удара в лицо, гопник уже выигрывает, всегда. Ибо его аргументы подготовлены и отрепетированы на сотнях аналогичных случаев, а те несчастные спешно пытаются сквозь стресс найти хоть что-то удобоваримое в ответ, чтобы с наименьшим позором проиграть моральную схватку.
– Мы тоже с ними пойдем! – все еще пытаются спасти ситуацию миром друзья.
– А вас мы не приглашали! Вы чо, в НАШ подвал без приглашения полезете? А знаете что за такое бывает?
– Знаем, но девочек верните!!! – с наворачивающимися на глазах слезами говорят обычно жертвы развода. Всё, с этого момента с ними больше никто не разговаривает, обращаются демонстративно только к девочкам.
– Девчонки, смотрите, вот я нормальный пацан, вижу что вы замерзли, приглашаю погреться, как человек к человеку? А этот ваш (кто он вам кстати) – за какую то вещь подписывает, мол верните, мол это моё. Вот тебя как зовут?
– Ну Света, - уже пытается кокетничать Света с новым знакомым.
– Вот Света, ты ему принадлежишь? Ты ему кто? Нет, ты сама вправе решать, попить тебе чаю с классными парнями, погреться, познакомиться. А ещё на дискотеку потом сходим или на машине покатаемся. А не хочешь, посидишь да уйдешь, мы тебя пальцем не тронем (действительно, чаще всего не трогали никак), мы не беспредельщики же. А этот нытик что может? Верните, это мое, забрали игрушку, тебе вообще не стыдно было с ним под руку по нашему двору гулять?
Это я нарочно так подробно и в лицах показываю примерный диалог, чтобы вы понимали: высший пилотаж гопника – не избить или там обобрать человека, а именно заполучить его девушку и так грамотно унизить лоха, чтобы тот ничего и сделать не мог и сам себя убедил, что поступили с ним справедливо и никакой девочки он не достоин.
Вообще говоря, иметь свою девушку – это была именно привилегия, которая соответствовала определенному социальному статусу.
Просто невозможно было представить, что будь вы хоть трижды влюблены как Ромео и Джульетта, но если ты «никто», то есть имеешь низкий социальный статус в школе и во дворе – то общество тебе позволит любить самую красивую девочку класса/двора/района.
Её бы 100 раз на дню тормознули бы, пока вы идете из школы домой со словами: «Мальчики проходят, девочки остаются».
Так вот судя по сериалу, главный герой никакого статуса особого не имеет, а значит старшие по своему же району – просто не позволили бы им гулять вместе дольше 5 минут.
Афганцы
Вот тут вроде всё круто, но только на первый взгляд.
Действительно, у нас точно также масть держали бывшие воины-интернационалисты, ветераны боевых действий в Афганистане. Только выглядели они опять же далеко не как пара тупых бомжей, живущих в неотапливаемом амбаре и развлекающихся игрой на приставках.
Ну и да, в том же амбаре они постоянно практикуются во всяческих единоборствах. Что символично, душа, бассейна или хотя бы сауны там не видать, то есть люди сутками тренируются, потеют, не моются, а потом потные и вонючие едут на разборки. И это типа цвет и элита нашей Советской армии!
Наши реальные афганцы, я отлично помню, всегда тренировались в лучших спортзалах с лучшим оборудованием, ходили в дорогой одежде и ездили на зарубежных НЕ раздолбанных тачках, точно НЕ выглядящих как ведра с помойки в данном сериале.
Откуда вообще такое уничижительное отношение в данном конкретном фильме к русским ветеранам боевых действий?
Типа кавказцы у режиссера все в золоте, на иномарах, прилично одетые, сидят в тепле – а эти какие-то, извините, Гавроши в рванье. Просто позор!
Были у наших реальных афганцев свои офисы и фонды, крутые залы с бассейнами и саунами, свои магазины и казино. И уж совершенно точно они не пытались выглядеть как толпа спившихся грузчиков, оставленная кем-то из взрослых без присмотра при закрытии очередного склада.
Сегодня же самая нищенская нелегальная автомастерская выглядит куда лучше, чем главный штаб самой вооруженной группировки города.
К сожалению, на этом киноляпы сериалы не заканчиваются, но сегодняшние силы автора уже почти на исходе.
Если вам понравилось, напишите или поставьте лайк, и мы во второй части рассмотрим с вами реалистичность показанного в фильме борделя, выглядящего не то как общежитие ПТУ, не то как заброшенная с революции коммуналка.
Ну или у вас в вашем детстве всё было именно так, как показано в фильме?
Может я не прав, и выдаю несколько частных случаев из собственной памяти за общую картину по нашей такой обширной необъятной и невероятной стране?