Найти тему

История Литейного моста или как создавался второй постоянный мост Санкт-Петербурга

Как уже понятно из названия статьи, Литейный мост является вторым постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга. Первым был, конечно же, Дворцовый. Его историю можно прочесть здесь.

Литейный же мост был призван соединить Выборгскую сторону с центральными районами города. Так и получилось - от Невского проспекта перпендикулярно мосту берет свое начало Литейный проспект, а если пройдешь по нему, то неизменно окажешься на улице Академика Лебедева, что на Выборгской стороне.

Литейный мост
Литейный мост

История Литейного моста началась в конце XIX века, когда Выборгская сторона начала активно развиваться благодаря появлению на ней различных заводов и фабрик. Дело в том, что ранее существовавший наплавной мост через Неву полностью перестал справляться со своими обязанностями – такое огромное количество большегрузов по нему проходило. Чтобы не нанести урон работе заводов, было принято срочное решение о строительстве постоянного моста.

Поэтому 22 августа 1869 года городская дума объявила международный конкурс на лучший проект. В нем приняло участие огромное количество иностранных инженеров, но первенство было отдано проекту Аманда Егоровича Струве.

Струве Аманд Егорович
Струве Аманд Егорович

30 августа 1875 года уже начались строительные работы. При возведении будущего моста использовался кессонный метод, который был на тот момент времени диковинкой не только для Санкт-Петербурга, но и для всего мира. Его суть заключается в погружении огромных ящиков на максимальную глубину реки. Как только вода заполняет все пространство, ее полностью откачивают под сильным напором, а уже потом выкапывается грунт и забиваются сваи.

Интересный факт: именно под Литейным мостом находится самое глубокое место Невы. Глубина реки здесь составляет целых 24 метра!

При изготовлении несущих элементов пролетных строений моста впервые была использована сталь, а не чугун, но настоящим прорывом в мостостроении тех лет стала новая конструкция разводного механизма. Первоначально разводка осуществлялась вручную с помощью бригады из 8 человек. Через некоторое время к мосту присоединили водяную турбину из городского водопровода мощностью 35 лошадиных сил. Такая система была единственной в мире, ведь путь для судов был открыт всего лишь за 20 минут!

Еще одним удивительным новшеством нового моста стало электрическое освещение. Это было первое строение подобного типа, на котором установили фонари с электрическими «свечами», изобретенными Павлом Яблочковым.

Литейный мост, освещенный дуговыми фонарями Павла Яблочкова
Литейный мост, освещенный дуговыми фонарями Павла Яблочкова

Чугунные перила моста были отлиты на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую столицу. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на котором можно увидеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Перила Литейного моста
Перила Литейного моста

Торжественное открытие нового моста состоялось 30 сентября 1879 года. Все рабочие, участвовавшие в его возведении, удостоились различных наград, а Аманд Струве получил чин генерал-майора.

Первоначально мост хотели назвать в честь российского императора Александра II, но название не прижилось, так как для петербуржцев он был Литейным. Такое имя мост получил в честь Литейного двора, находящегося в ту пору на левом берегу Невы.

Литейный двор Санкт-Петербурга, в честь которого назван Литейный мост
Литейный двор Санкт-Петербурга, в честь которого назван Литейный мост

В период Великой отечественной войны один из пролетов моста пробила авиабомба, но, к счастью, не взорвалась. По окончанию войны мост удалось полностью восстановить.

В 60-х годах XX века Литейный мост был полностью реконструирован. Дело в том, что к этому моменту времени он сильно устарел. Широкие корабли уже не могли проплывать через узкий разводной проем, а разводка около 20 минут была очень долгой.

В настоящее время 3325-тонный Литейный мост имеет шесть пролетов. Его длина составляет 394 м, ширина между перилами - 34 м, из них ширина проезжей части – 28 м и два тротуара - по 3 м. При разводке он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Разводку моста можно наблюдать в период открытой речной навигации (ежегодно с апреля по ноябрь) с 1:40 до 4:45.

Как добраться: ближайшие станции метро – «Чернышевская» и «Площадь Ленина».

Если понравилась статья – подписывайся и ставь «лайк»!