Продолжение.
Начало: Багаевка-2008. Путешествие в прошлое. Часть первая
...Вернувшись в станицу, я подавил в себе желание отправиться в дальнейшее путешествие по своим студенческим воспоминаниям, и занялся, наконец, делом: направился в местный краеведческий музей. Это была основная задача моей поездки. Стыдно признаться, в студенческие времена я даже не подозревал о существовании этого музея! Но кто же знал, что через много лет я почувствую потребность изучать донской край...
Музей нашёлся быстро, но, к моей печали, был закрыт. Я походил вокруг, заглянул во дворик и сфотографировал музейный курень с разных ракурсов. Опрометчиво было ехать, не зная расписания работы, но я понадеялся на то, что обычно такими небольшими музеями заведуют увлечённые своим делом люди, для которых «понедельник начинается в субботу»...
В 1920 году в этом курене был штаб Первой Конной армии, здесь же проживал её легендарный командарм С.М. Будённый. Курень был построен аж в 1898 году, но с тех пор его фасад претерпел кое-какие изменения и далеко не в лучшую сторону. Но для современной станицы Багаевской этот дом является чуть ли не единственным напоминанием о казачьем прошлом...
Современная Багаевка у многих жителей Ростовской области прочно ассоциирована с огурцами, и это вполне заслуженно. Багаевские огурчики в любом виде хороши, я бы даже сказал — исключительно хороши! Заметьте — я это утверждаю даже после работы на консервном заводе! Казалось бы, меня должно воротить от одного их вида, но это не так! Открою секрет: я даже сегодня недолюбливаю огурцы в трёхлитровых банках («баллонах», по–нашему), но эта неприязнь, скорее всего, относится к таре, а не к содержимому. И если приходит время малосолить огурцы, то у меня, как и у многих жителей Ростова, есть свои поставщики этого деликатеса из Багаевской.
Более того, в станице уже много лет проводится «День огурца» — довольно весёлый праздник, на котором стоит обязательно побывать тем, кто сомневается в моих словах! Обычно он проходит в конце июня, так что не пропустите!
...Я подошёл к заводским воротам. Похоже, завод не работал, и это вызывало грустные мысли. Не одними консервированными и маринованными огурцами и помидорами жил во «времена застоя» этот консервный завод. Успехом пользовалась вся продукция: прекрасный донской салат, томат-пюре, яблочное пюре, консервированный зелёный горошек, горох со шпиком... Частенько студенты питались заводской продукцией, принося с собой на смену только хлеб. Всё остальное можно было добыть на месте. Заводскому начальству это было не по душе, но до карательных мер дело никогда не доходило.
Я потоптался у проходной, погладил рукой шершавую краску закрытых ворот и пошёл восвояси, к парому.
До прихода «Восхода» оставалась уйма времени, и можно было ещё погулять по станице. Но меня потянуло к реке, и на ходу возникла мысль прокатиться на курсировавшей между берегами ПС-ке...
В детстве эти «лоханки» с оглушительно тарахтящим дизельным двигателем сильно облегчали жизнь людей, стремящихся попасть на другой берег реки. Платишь пятачок, получаешь билетик и через пять–десять минут ты уже на другой стороне...
И вот снова я глохну от грохота движка ДТ-54, и мы медленно отходим от причала парома.
Чтобы не метаться между бортами, я занял место на носу, попросив тётушку с пальмой в горшке немного подвинуться. Немного поворчав, она сместилась сантиметров на 15, но этого хватило, чтобы её «фасад» не лез в кадр.
Передо мной открывались разнообразные речные виды, и каждый из них был мне знаком и дорог: островок напротив завода, напоминающий зелёный холм посреди реки, обновлённый элеватор, на причале которого я как-то выхватил семь сазанчиков весом более килограмма, причём на поплавочную удочку...
Эх, ну что же так быстро?! Мы причалили к правому берегу, и мне пришлось выходить...
Багаевские пляжи в те времена славились своим чистым песком и довольно прозрачной водой. Конечно, всё в мире относительно, и словосочетание «довольно прозрачная вода» означает то, что плавки уже замочил, а пальцы ног ещё видны. Но в сравнении с водой у городского пляжа Ростова здесь река была просто чистейшая!
Правобережье Дона у станицы — в сплошных базах отдыха. Здесь отдыхает огромное количество людей, в основном из Новочеркасска, до которого ходит рейсовый автобус. Люди приезжают сюда и на день, и на все выходные. Раньше это были ведомственные базы отдыха, теперь здесь главенствует «частная собственность», но условия проживания довольно скромные, «пионерские». Есть, конечно, и очень хорошие базы, но путь туда простому смертному заказан, если тебя не знают в лицо и по имени–отчеству. Деньги не помогут, если ты не в «обойме».
Впрочем, есть и общественный пляж рядом с паромом. Пляж неплохой, но в выходные яблоку упасть негде. Признаюсь, на этот раз не пляжи меня сюда привели, а голод. Рядом с паромом на этой стороне в студенческую бытность тётушки продавали шикарные донские пирожки с капустой, картошкой и печёнкой. Иногда, получив очередные 10 рублей (аванс на неделю), мы тут «гуляли»...
Я купил пару пирожков с картошкой и жареным лучком, и переправился обратно на ПС-ке, ждать свой «Восход». Рядом с паромом на этой стороне был ещё один пляж, довольно часто посещаемый студентами в былые времена. У меня здесь было любимое место, оказавшееся на этот раз свободным. Я уселся в тени выросших за прошедшие годы ив, и медленно сжевал не утратившие былой вкус пирожки...
Сначала над рекой появился звук, а потом через несколько минут из–за излучины показался мой «Восход–38».
Пришла пора возвращаться домой и в день сегодняшний...
О начале этого путешествия можно прочитать в рассказе: На подводных крыльях из Ростова в Багаевскую. Воспоминания
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!