Найти тему

Предсказавший катастрофу

Валентин Андреевич Трифонов
Валентин Андреевич Трифонов

Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев —
Во все века сжигали люди на кострах.
В.С. Высоцкий

История предсказания беды

3 июля 1936 года председатель Главного концессионного комитета при Совете Народных Комиссаров СССР, а в годы Гражданской войны крупный военачальник Валентин Андреевич Трифонов отправил пяти адресатам: в ЦК ВКП(б), И.В. Сталину, В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Серго Орджоникидзе набранную на машинке рукопись своей книги «Контуры грядущей войны», в которой подверг резкой критике принятую партией наступательную концепцию будущей войны «бить врага на его территории». За пять лет до войны отец предвидел ход войны и писал о необходимости подготовки к такому ходу войны.

10 июля несостоявшийся лётчик и подполковник Русской императорской армии, сознательно пришедший в РККА, доросший к тому времени до комкора (дожившие до переаттестации комкоры в июне 1940-го были переаттестованы в генерал-лейтенанты прим. авт.) секретарь Комиссии (затем, Комитета) обороны при СНК СССР Георгий Дмитриевич Базилевич (1889 арестован 23 ноября 1938-го и расстрелян 3 марта 1939), изучив изложенные в труде соображения по поводу иной тактики ведения грядущей войны, рекомендовал книгу к печати резолюцией, в которой, в частности, говорилось, что книга «Контуры грядущей войны» «...встряхнёт мозги наших оперативных работников и всех командиров, серьёзно размышляющих о вопросах будущих боёв и даст им много новых материалов для работы в целом ряде новых направлений».Однако автор этого заключения так и не прочитал, и до типографии книга тогда так и не дошла.

Не получив ни одного ответа от соратников по партии, которых знал лично, Валентин Трифонов трижды 27 декабря 1936 года, 4 марта и
17 июня 1937-го отправлял письма Сталину, Молотову и Ворошилову (которого просто ненавидел за его «заслуги» при обороне Царицына, сравнив однажды сидящего в седле с собакой на заборе
прим. авт.).
И его настойчивость возымела действие: спустя четыре дня после крайнего вопля вопиющего в пустыне его попросту арестовали. Не потому что «достал», скорее всего, на Трифонова уже достаточно скопилось материала не на одну расстрельную статью. Предвидел он такое развитие событий? Конечно! Высказывания, дошедшие до наших дней в воспоминаниях членов семьи и современников являются достойным подтверждением: «Мы создали паскудную власть. Это фашисты»; «Судьба… Сталина
это судьба Павла Первого. Войдут два здоровых солдата и придушат». Да, это старый большевик и красный командир о своих соратниках, занявших руководящие посты в партии и государстве.

Спустя 60 лет, найденная в архивах НКВД рукопись была изучена специалистами и в 1996 году издана ограниченным тиражом в Военной Академии Генерального Штаба РФ. (М.: ВА ГШ, 1996). Ознакомиться с ней в открытом доступе, тем более, в электронном виде, не представляется возможным. Зато Сеть изобилует комментариями по поводу предсказаний грядущей катастрофы и рекомендованных способов её избежать.

В поисках оригинала

Мои поиски оригинала книги «Контуры грядущей войны» в открытых источниках ни к чему не привели, однако удалось обнаружить комментарий, в корне отличающийся от остальных, основанных на книгах и воспоминаниях детей автора. В следствии говорят, что если трое дают одинаковые показания, а четвёртый другие, то трое сговорились. Я связался с автором комментария кандидатом исторических наук, доцентом кафедры естественнонаучных, экономических и гуманитарных дисциплин Карачевского филиала Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Артёмом Александровичем Черниловским и... всё встало на свои места.

Вот что он ответил. «О будущей советско-германской войне в те годы писали многие, не только Трифонов. О возможности внезапного нападения Германии на СССР Валентин Трифонов действительно ничего не писал. Это невозможно было предвидеть в 1936 году, когда общей границы между двумя странами не существовало. В 1930-х годах никто, ни один человек, в том числе и генералы Вермахта, не предвидел, что в будущей войне вообще не будет начального периода.

По-моему (могу ошибиться), идея полномасштабного наступления с первых минут войны возникла у германского командования случайно. Нападение на Польшу планировалось ... на 24 августа 1939-го. В течение первой недели заканчивалось бы стратегическое развертывание. Из-за заключения договора о ненападении с СССР, начало войны было перенесено на 1 сентября, в результате чего германские войска были полностью развернуты ещё до первого выстрела. Ну а в июне 1941-го этот сценарий повторили уже целенаправленно.

...Предвидение внезапного нападения приписал Валентину Трифонову много десятилетий спустя его сын, писатель Юрий Трифонов»...

А вот что читаем в воспоминаниях дочери Валентина Трифонова Татьяны о написанном в книге: «При концепции «мы будем вести наступательную войну» обороне и защите границ придаётся второстепенное значение. Эта концепция не учитывает, что в грядущей войне наш наиболее вероятный и могущественный противник на Западе — Германия, которая будет иметь перед нами крупное преимущество внезапного нападения. Это преимущество можно компенсировать только одним путём: созданием мощной обороны вдоль границ. Оборона является наиболее результативным способом действия и более полезной, чем наступление, для государства, обладающего обширной территорией».

Создалось впечатление, что они читали разные источники, либо издание 1996 года несколько отличается от рукописи.

Конкретика

Что же конкретно предсказал Валентин Трифонов и на что он советовал сделать акцент?

Трифонов утверждал, что ещё до начала полномасштабных военных действий во избежание огромных людских потерь, нужно определить, «какой же из факторов будет решающим в той войне, которую в недалеком будущем вынужден будет вести Советский Союз». Если его не определить, то война превратится в войну на истощение, выиграет ее тот, кто сможет дольше выносить тяготы. «Мы такой войны вести не можем прежде всего потому, что такая затяжная война, война на истощение требует огромных жертв людьми, а мы по своей социальной природе не можем жертвовать советским человеком так безрассудно, как жертвуют людьми буржуазные государства». Как показала практика, можем и ещё как! А потом можем спекулировать на памяти этих жертв.

Доказывая превосходство обороны над наступлением не верил Трифонов в возможность танкового превосходства в современном бою. А зря.
«…
современный танк должен будет в бессилии остановиться ... потому, что правильно организованная линия окопных крепостных сооружений, усиленная минированными полями и защищаемая достаточно мощной противотанковой артиллерией, является в нынешних условиях непреодолимым для танка препятствием». Справедливости ради следует отметить, что его утверждение оказалось верным для советских танкистов, пытавшихся в «Зимнюю войну» преодолеть «линию Маннергейма» узкую защищённую полоску на Карельском перешейке. Советские же укрепления немецкие танки при поддержке пехоты преодолевали по всей линии фронта.

Решающим, по мнению Трифонова, в грядущую мировую войну будет не оккупация территории противника, а разорение его экономики и моральное разложение населения. «В Мировую войну Германская армия не была разгромлена армиями Антанты, германская территория не была занята неприятельскими войсками, а в то же время Германия вынуждена была согласиться на чрезвычайно тяжёлые и позорные для неё условия Версальского мира».

Трифонов был уверен, что глупо ставить перед Красной Армией задачу уничтожения живой силы противника, армия которого насчитывает несколько миллионов человек. «Эту задачу было бы глупо ставить, потому что её невозможно разрешить». Вопреки утверждению решили? Да!

«Государства, которые будут участвовать в грядущей войне, вынуждены будут выставить очень большое количество самолётов, настолько большое, что сейчас это количество нам может показаться даже маловероятным». Тут Трифонов оказался прав. Но не он один утверждал, что предстоящая война будет войной моторов.

И ещё по поводу самолётов... «Преимущество Советского Союза заключается в том, что его воздушные крейсера понесут в неприятельскую страну не только мощные бомбы, которые будут разрушать вражеские аэродромы и военные базы, но понесут также коммунистические идеи, действие которых будет ещё более разрушительным для капиталистического мира». Коммунистические идеи, как показала практика, были насаждены силой советского оружия. Добровольно стать их последователями не пожелали ни в одной из покорённых (освобождённых от гитлеровцев) стран.

Преимущество СССР в предстоящей войне бескрайняя территория, поскольку вражеская авиация может эффективно действовать только на расстоянии 150450 километров от границы, которая при достаточном укреплении и станет линией фронта. «Авиационная промышленность, выброшенная за Волгу, на Урал, в район Свердловск—Тюмень, будет находиться ...вне предела досягаемости даже для самых быстроходных воздушных армий неприятеля ... и беспрепятственно продолжать свою работу».

Стратегия Трифонова: оборона на земле и атаки по воздуху. Так это не стратегия, а тактика, причём, которой нельзя придерживаться на протяжении всей войны. Как только обороняющийся покидает свои укрепления и переходит в атаку, он становится наступающим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или атаковать только с воздуха? Но Трифонов не верил в успешные действия десанта. Чтобы десантировать дивизию, нужно задействовать как минимум 1500 самолётов. Но такая армада своим массированным бомбовым ударом способна сравнять с землёй тысячи километров территории противника. А десантник в небе беззащитен и беспомощен. Вооружён слабо. Огневую поддержку ему оказать невозможно... Стоит ли бесцельно губить советского человека? А вот эффективную противовоздушную оборону страны развивать нужно.

***
Почему советы и наставления крупного военачальника Гражданской войны, на несколько ступеней пониженного в звании оказались невостребованными? Его взгляд на предстоящую войну в корне отличался от взглядов верных ленинцев, прибравших власть в стране. Никто не собирался обороняться! К тому же, Трифонов во главу своей «стратегии» ставил человека, советского человека, «основу советской системы», чьи «интересы, нужды и несчастья являются интересами, нуждами и несчастьями Советской власти». Как глубоко он ошибался!

Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги
«Исправленному верить» доступны только подписчикам.