Я встречаю мнение среди либеральной оппозиции, что парламентская система это наилучшая система для введения демократии в России, и обязательно переведет к её процветанию.
А я, видите ли родился циником, и моя любовь находить в таких системах лазейки и слабые места.
И так перед тем, как начнём нам надо понять, что такое парламентская демократия это когда одна или несколько партий решают какой будет состав правительства.
Во главе правительства стоит Премьер Министр обычно это глава самой большой партии, а министры назначаются по партийному ключу.
Если партий несколько это называется коалиция.
В большинстве стран с парламентским режимом для создания правительства требуется 51% из голосов.
И теперь, когда мы разложили эти базовые правила начинаем систему ломать и эксплуатировать.
Первый и абсолютно демократический вид эксплуатации это голосование за секторальные партии.
Есть люди, которые будут голосовать чисто по национальному/религиозному признаку.
Если таких людей достаточно много в стране, то они могут прерваться в ту партию без, которой нельзя будет составить коалицию.
И из-за которой общие деньги будут идти в один специфический сектор.
Примеры:
НДИ в Израиле по сути партия русских иммигрантов, которая долгое время отстаивала права репатриантов.
Партии ортодоксальных евреев в том же Израиле, которые берут деньги исключительно для своего сектора.
Дальше лучше все партии в этом списке взяты из этой статьи(Анг.)
Франция:
Партия PEJ представляет интересы турок.
Франция и Мусульмане (Français et Musulmans)
Австрия:
NBZ (Партия за будущее) партия поддерживает турецкого президента Эрдогана, и интересы турок в австрии.
Болгария:
HÖH (переводится, как Движения за Права и Свободы) имеет 38 (из 240) представителей в парламенте и состояла в коалиции с Болгарской Социалистической партией в 2013 году.
Германия:
Маленькая партия ADD (Коалиция Немецких Демократов) тоже болеет за интересы мусульман.
Великобритания:
Мусульмане занимают лидирующие посты в Лейбористская партия.
Яркий пример Садик Хан мэр лондона, который по его словам верующий Мусульманин.
Второй пример эксплуатации создаем партии марионетки с помощью наших приближённых, и обеспечиваем себе коалицию.
Или создаём партии спойлеры которые отбирают голоса у наших конкурентов.
Обнуления не нужны.
В парламентской республике невозможно ограничить сроки ПМ, потому что мы за него голосуем не на прямую, а за его партию.
Предположим, что я очень хитрый ПМ и в моей партии нет внутрипартийных выборов, а меня избирает внутрипартийный комитет (людей в котором я сам назначал) так можно сидеть до самой смерти у власти, и не нужны никакие обнуления.
ПМ может сосредоточить в своих руках все портфели министров, и ненужен никакой закон по "ручному управлению" (N 131-ФЗ)
Подождите это ещё не всё, скажем что мы глава маленькой партии, или одинокий депутат, которому повезло стать решающим звеном в составлении коалиции!
Мы можем гордо требовать ресурсы сверх положенного.
Или скажем мы назначаем министра по партийному ключу, а он дурак дураком, но его уволить нельзя потому что от его партии зависит наша коалиция или наше внутрипартийное состояние.
А есть ещё абсолютно крутой сценарий, когда не получается договориться о составе правительства.
Тут вариантов масса от политического паралича всей страны на пару лет до бесконечных выборов!
Закончу тем, что скажу что у нас система не идеальная, и надо внести ещё пару изменений поверх тех которые были внесены в новой конституции, и можно будет получить даже очень неплохую модель республиканской демократии.
Но про это будет уже в следующей статье.