ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Вдохновившись стилистическими поисками кубизма и футуризма, передовые художники с середины 1910-х годов начали писать нефигуративные картины, состоящие из чистых форм, которые теперь известны как геометрическая абстракция.
Кубизм разбивал объекты на составляющие их формы, а футуризм передавал движение в пространстве, и эти модернистские течения порвали с иллюзионистской перспективой, которая царила в живописи с эпохи Возрождения. Геометрическая абстракция пошла дальше кубизма и футуризма, полностью исключив узнаваемые ссылки на окружающий мир.
Казимир Малевич с 1915 года стал создавать композиции из чистой формы и чистого цвета, например, черный квадрат, и супрематические композиции из геометрических форм, парящих в пространстве. Малевич стремился освободить искусство от материального мира. Одновременно Пит Мондриан пришел к своему стилю, и его картины, состоящие из прямоугольников основных цветов в решётке, тоже не имели ничего общего с традиционной иллюзионистской живописью. Василий Кандинский, наряду с упомянутыми выше художниками являющийся основателем всего абстракционизма, в 1920-х годах активно обращался к геометризму.
В начале двадцатого века художники-модернисты отошли от буквальной передачи окружающего мира и от фигуративного изображения вообще, и вместо этого стали создавать работы, которые не соответствовали визуальным явлениям в реальном мире. Они стали полагаться на классическую евклидову геометрию: квадраты, треугольники, круги, плоскости и острые углы. Эта геометрическая тема нашла выражение в картинах, скульптурах, тканях и других формах искусства: геометрическую абстракцию можно увидеть в таких направлениях в искусстве авангарда начала двадцатого века, как супрематизм, конструктивизм, де Стиль и кубизм, а также в прикладных искусствах, таких, как мебель и архитектура Баухауса.
С 1940-х годов строгие геометрические формы в качестве основы для своих работ использовали, например, Джозеф Альберс – ученик Кандинского и последователь Малевича, и Эльсуорт Келли, при этом принцип создания их произведений кардинально отличается от картин Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, который основан на акционизме при их создании.
Геометризм в изобразительном искусстве родился в России и Западной Европе и расцвёл в США, а в 2010-е годы большинство геометристов творят в основном таких странах, как Испания, Франция, Нидерланды, Италия и Германия, где проходят их профильные выставки.
Автор: Искан
********************************************
В современной России геометрическая абстракция не получила распространения, несмотря на то, что Россия является колыбелью этого направления в лице его основоположников - Малевича и Кандинского, и что первое программное произведение всей мировой абстракции - Черный квадрат - было создано в России и является классическим образцом геометрической абстракции. Если считать геометрическими абстракционистами тех художников и скульпторов, кто за последние пять лет участвовал в выставках и у кого подавляющая часть творчества относится к этому направлению, то таких в России насчитывается не более 50 человек. Наиболее широко известными в этом узком круге являются представитель мейнстримного геометризма Александр Юликов и последователь Кандинского в трехмерных и двухмерных медиа, президент Союза абстракционистов России Сергей Куприянов.
Автор: Искан
***********************
https://yadi.sk/i/xxeDbdlFgWWVPg ссылка на интервью Искана 12 мая 2019 в МДСТ – Центре ДОМ, Москва, где Искан парирует острые выпады Олега Быковского, а Мэри Миллер (это не псевдоним, а имя и фамилия по её паспорту) записывает ролик на ровно семь минут.
**************************
Есть люди, имеющие абсолютный слух. У Искана нет от рождения абсолютного слуха, но есть абсолютное чувство цвета и формы. Искану дан природный колористический талант, а насмотренность в музеях и коллекционирование живописи воспитали в нём хороший вкус.
Искану не пришлось вырабатывать свой почерк, как говорят - «свой стиль», он у него уже был от природы, с первой картины, с первой абстракции, притом сильный, яркий, узнаваемый. Искан умеет именно видеть, как говорится, имеет «глаз», а это не всем дано. Свой природный глаз он отточил на коллекционировании, до того, как сам начать писать картины.
Картины Искана лишь на неискушенный взгляд кажутся декоративными, близкими к дизайну. На самом деле, они ближе к искусству самому по себе, в его незамутнённом прикладными соображениями виде - и с поисками смыслов, и с невинно-детским видением цвета.
Искан по сути модернист, он не решает на холсте задачи, находящиеся вне живописи: сюжет, идея, сходство – а являет зрителю средства самой живописи – цвет, форму, композицию, заставляя их непосредственно и напрямую рождать мысли и чувства. В какой-то мере это чистая визуальность, игра по-крупному, однако минималистскими средствами. Таким и должно быть чистое искусство.
Искан не знает пределов в творческом поиске, цветовые решения у него всегда свежие, интересные, а часто и неожиданные. Устройство внутреннего мира Искана читается в его картинах. Искану удаётся зачастую дать возможность зрителю посмотреть на мир другими глазами - своими, но с привнесённой от творца оптикой – и тогда работает художественное высказывание автора, а это, пожалуй, и есть предмет устремлений истинного художника. Каким-то непостижимым образом, через свои картины Искан меняет сначала восприятие зрителя, а затем отношение своего зрителя к миру, и не только к видимому миру, но также к миру опосредованному, потому что задействована его мощная энергетика.
***********************
Искан - единственный отечественный абстракционист, по картинам которого созданы женские модели одежды высокой моды. Дефиле моделей проходило 9 августа 2017 года в Минске, имело большой успех и освещалось основными телевизионными каналами и радиостанциями Республики Беларусь. Демонстрация моделей одежды высокой моды на манекенах с дизайном по картинам Искана проходила на персональных выставках Искана в Центре ДОМ в апреле 2017 года и в Доме Брюсова - музее Серебряного века в августе-сентябре 2017 года.
**********************************
У Искана уникальный подход к созданию изображений, до предела ёмких и минималистичных и в то же время эмоциональных. Его искусство, укоренённое в классическом модернизме столетней давности и, казалось бы, ископаемо устаревшее, перекликается с нынешним моментом цифровой моды на короткие текстовые сообщения и переписку в мессенджерах социальных сетей, которые отличаются короткими и прямыми текстовыми импульсами эмоционального общения. В комментариях Искана прослеживается его собственная личная история, опирающаяся на силу абстракции, на универсальность символизма и на выразительность языка геометрической абстракции. Если с этой точки зрения посмотреть на написанное пером и кистью Искана, то они приобретают новое звучание.
****************************
Я даю своему зрителю эстетический опыт. Я делаю искусство глубокой коммуникации через игру цветоформ и рефлексию.
В мои абстракции вложена возможность открытой коммуникации: заложенный в них смысл или посыл не является их окончательным сообщением, а открыт для развития каждым зрителем сообразно его жизненному опыту и мировоззрению.
Автор: Искан
*****************************************
Искан избегает предметности и навязывания зрителю смысла изображения. Он хочет прямого воздействия цвета и линий на зрителя, без связи с повседневным визуальным «мусором». Его картины не нарративны, но и не концептуальны. Они апеллируют непосредственно к чувствам, производят впечатление, которое вместе с ассоциациями человека, наблюдающего картину, даёт эмоционально цельное постижение бытия и подразумевает сингулярность пространства и времени.
*************************************
С уважением, Мария Дубинская,Мне очень нравятся ваши работы; признаюсь, что с подобным жанром для меня это редкий случай, поскольку я не из поклонников абстракции, но здесь прям согласна с каждым словом Ольги Петровой! От себя скажу, что некоторые работы буквально заряжают энергией и хочется улыбаться. Насыщение цветом и вибрациями добра и позитива! Пульсирующая геометрия и дыхание цвета! Цветотерапия настоящая! Спасибо вам за ваше искусство и настроение, которое вы сообщаете миру! :) )
главный редактор онлайн-журнала "ОКНО В МОСКВУ"
*********************************
Искану не пришлось вырабатывать свой почерк, как говорят - «свой стиль», он у него уже был от природы, с первой картины, с первой абстракции, притом сильный, яркий, узнаваемый. Искан умеет именно видеть, как говорится, имеет «глаз», а это не всем дано. Свой природный глаз он отточил на коллекционировании, до того, как сам начать писать картины.
Картины Искана лишь на неискушенный взгляд кажутся декоративными, близкими к дизайну. На самом деле, они ближе к искусству самому по себе, в его незамутнённом прикладными соображениями виде - и с поисками смыслов, и с невинно-детским видением цвета.
Искан по сути модернст, он не решает на холсте задачи, находящиеся вне живописи: сюжет, идея, сходство – а являет зрителю средства самой живописи – цвет, форму, композицию, заставляя их непосредственно и напрямую рождать мысли и чувства. В какой-то мере это чистая визуальность, игра по-крупному, однако минималистскими средствами. Таким и должно быть чистое искусство.
Искан не знает пределов в творческом поиске, цветовые решения у него всегда свежие, интересные, а часто и неожиданные. Устройство внутреннего мира Искана читается в его картинах. Искану удаётся зачастую дать возможность зрителю посмотреть на мир другими глазами - своими, но с привнесённой от творца оптикой – и тогда работает художественное высказывание автора, а это, пожалуй, и есть предмет устремлений истинного художника. Каким-то непостижимым образом, через свои картины Искан меняет сначала восприятие зрителя, а затем отношение своего зрителя к миру, и не только к видимому миру, но также к миру опосредованному, потому что задействована его мощная энергетика.