В августе 1937-го года около танкового конструкторского бюро завода №183 произошел скандал. В 1935-ом году этот завод получил техзадание на разработку «БТ-9», согласно которому танк должен был представлять собой колесно-гусеничный аппарат с 4-мя членами экипажа и вооруженную 45-мм или 76,2-мм пушку спаренной с 7,62-мм пулеметом ДТ. Также в корпусе должны были разместиться еще 3 таких же пулемета.
В корме танка «БТ-9» предусматривался настоящий огнемет. Корпус и башня должны были иметь наклонные бронелисты, толщиной 13-25 мм. Двигатель М-17Т, мощностью 500 л.с. Ходовая из 5-ти опорных катков на каждый борт, их которых только 1 управляемый.
При массе в 14-15 тонн танк развивал 75-80 км/ч на гусеницах!!! что делало его более быстрым танком, чем предыдущие серийные «БТ-2», «БТ-5» и «БТ-7». Колесный и гусеничный ход были синхронизированы. Трансмиссию предполагалось выполнить по новаторской схеме Цыганова.
В конце 1937-го года уже было собирались запускать сверхбыстрый «БТ-7-ИС» (Цыганова), и именно поэтому «БТ-9» получил требования схожие с «БТ-7 Цыганова».
Преимущество нового «БТ-7 ИС» с необычной ходовой заключалось в 5-тикратном превосходстве по надежности перед обычным «БТ-7» (10 тысяч км против 2 тысяч км).
Заводское управление было обязано собрать 2 экземпляра «БТ-9» (с 45-мм и 76-мм пушками), на базе модернизированного «БТ-7», уникальность которого заключалась в приводе на 3 пары катков при сохранении остальных агрегатов. Но успели собрать только один «БТ-9».
К сожалению из-за работы в сжатые сроки танк получился косячным, из-за чего получившийся «БТ-9» забраковали. Танк имел расширенный корпус, новую ходовую и многие другие нововведения из-за которых он стал совершенно отличной от «БТ-7» машиной.
По факту собранный танк «БТ-9» не соответствовал тактико-техническим требованиям предъявляемым автобронетанковым управлением к нему. Однако было отмечено что многие микро-изменения производились под удобство конкретно этого 183-го завода.
Сорвалось все, когда на этапе доработки танка 2 главных конструктора — Кошкин и Дик начали обвинять друг друга в неправильных инженерных решениях и намеренном срыве всей работы. Так история с «БТ-9» закончилась ничем...
Следующей машиной стал танк «А-20», который кстати изначально имел технический индекс «БТ-20», но он уже крайне выбивался из этой линейки БТ-шек, и был больше переходным танком, нежели последней БТ-шкой.
А знали-ли вы про БТ-9? Пишите в комментариях...