Найти тему
МасКов

Как создаются и куда записываются наши привычки

- Вы помните как вас зовут?

- Да, Юджин Поули.

- Вы можете назвать любое событие которое происходило с вами за последние 30 лет?

- Хмм.. затрудняюсь ответить.

После того как вирус энцефалита уничтожил участок ткани головного мозга Юджина, он мало что помнил. Его изучением занялся профессор Калифорнийского университета Лерри Сквайр, специализацией которого была потеря памяти.

В записях говорилось: Юджин прекрасно вел беседу и поддерживал диалог Интеллектуальные способности остались на должном уровне Пациент не может вспомнить события трех последних десятилетий своей жизни, в том числе своих детей

- Давайте проведем первый тест, попробуйте изобразить план своего дома, - сказал профессор

Пациент взял листок и попытался хоть что-то нарисовать. Однако, изобразить даже элементарную схему, оказалось для него непосильной задачей.

Пока Лэрри делал свои заметки, Юджин окинул взглядом всю комнату, после чего встал, пошел в коридор и зашел в туалет. Через несколько минут он вернулся в гостиную и усевшись на стул рядом со Сквайром стал ожидать следующее задание.

Как человек не знающий расположения своих комнат уверенно находит путь в туалет?

Затем профессор спросил какая дверь ведет на кухню. Поули осмотрел комнату и ответил, что не знает. Тогда что ты будешь делать если проголодаешься? Поули встал и пошел на кухню, там открыл шкаф и достал банку с орехами.

-2

-Хорошо, я подготовил для тебя 16 карточек с изображением вещей. На обратной стороне написано ВЕРНО или НЕ ВЕРНО, попробуй запомнить.

Поскольку карточек всего 16, подавляющее большинство людей способны запоминает их после нескольких попыток. Обезьяны запоминают все карточки за 8-10 дней.

Пациент же не мог запомнить ни одну из карточек независимо от количества попыток. Информация в голове не удерживалась более чем на 1 минуту. Каждый месяц он повторял один и тот же эксперимент дважды в неделю.

- Ты знаешь,зачем ты пришел сюда сегодня? - спросил его Лерри в начале одного из сеансов.

- Понятия не имею - ответил Юджин.

- Я покажу тебе несколько карточек. Знаешь зачем?

- Нет...

Хоть он и не мог вспомнить предыдущие сеансы, тем не менее после нескольких недель он начал лучше справляться с заданием. Через 28 дней упражнений он выбирал ВЕРНУЮ карточку в 84% случаев. Через 38 дней показатель достиг 96%.

-Откуда я знаю какая карточка верная?-спросил он

Сквайр отлично понимал принцип действия его мозга.
Юджин видит знак: несколько карточек, всегда в одной и той же последовательности. Далее идут привычные действия: он брал одну и переворачивал, чтобы посмотреть верная она или нет.
После чего следовала награда: удовлетворение, если на карточке написано ВЕРНО.

Именно так формируется петля привычки:
Знак - Действие - Награда

Как только Сквайр поменял условия, разложил одновременно все 16 карточек перед Юджином и попросил сложить ВЕРНЫЕ в одну стопку а
НЕ ВЕРНЫЕ в другую, он не смог выполнить задание. Картинки, представленные вне контекста привычки, абсолютно ничего для него не значили.

-3

Но профессора Лэрри интересовало каким образом в поврежденном мозгу Юджина формируются новые модели.

  • Если представить мозг человека в виде луковицы, которая состоит из нескольких слоев, то внешние слои в плане эволюции более новые. Мечтая о будущем или смеясь над шуткой, вы используете внешние части своего мозга. Именно там происходят самые сложные мыслительные процессы.
  • В более глубоких участках, которые располагаются ближе к стволу находятся более примитивные структуры. Они отвечают за автоматическое поведение: например, дыхание и глотание, а также рефлексы.
  • Ближе к центру черепа находится участок ткани размером с шар для гольфа, он встречается у рептилий, рыб и млекопитающих. Это базальное ядро - овальный участок клеток, функции которого ученые долгие годы не могли понять.
Однако после проведенных исследований можно с уверенностью сказать, что функцией базального ядра является запоминание моделей поведения и их выполнение. То есть, базальное ядро хранит привычки даже тогда, когда все остальные зоны спят.

Если вам понравилась эта статья оставляйте свои комментарии, я могу выпустить еще 2:

  1. Почему наш мозг создает привычки
  2. Как избавиться от привычек