Самоуважение против самопринятия
Хотя это и связано, самопринятие-это не то же самое, что самоуважение. В то время как самоуважение относится конкретно к тому, насколько ценными или достойными мы себя видим, самопринятие намекает на гораздо более глобальное утверждение себя. Когда мы принимаем себя, мы способны охватить все аспекты самих себя, а не только позитивные, более "достойные уважения" части. Как таковое, самопринятие является безусловным, свободным от каких-либо оговорок. Мы можем распознать свои слабости или ограничения, но это осознание никоим образом не мешает нашей способности полностью принять себя.
Я регулярно говорю своим пациентам, что если они действительно хотят повысить свою самооценку, им нужно исследовать те части себя, которые они еще не в состоянии принять. Ибо, в конечном счете, большая симпатия к себе связана главным образом с самопринятием. И только когда мы перестанем осуждать самих себя, мы сможем обрести более позитивное ощущение того, кто мы есть. Вот почему я считаю, что самооценка повышается естественным образом, как только мы перестаем быть такими суровыми к себе. Именно потому, что самопринятие включает в себя гораздо больше, чем самоуважение, я считаю, что оно имеет решающее значение для нашего благополучия.
Что определяет наше самопринятие в первую очередь?
В общем, подобно самооценке, в детстве мы способны принимать себя только в той степени, в какой чувствуем себя принятыми родителями. Исследования показали, что до восьмилетнего возраста мы не способны сформулировать ясное, отдельное чувство собственного "я", отличное от того, которое было передано нам нашими опекунами. Поэтому, если наши родители не могли или не желали донести до нас мысль о том, что мы приемлемы—то есть независимы от нашего трудноуправляемого, иногда странного поведения,-мы были приучены смотреть на себя двойственно. Позитивное отношение, которое мы получали от родителей, возможно, почти полностью зависело от того, как мы себя вели, и, к сожалению, мы узнали, что многие из наших поступков были неприемлемы для них. Таким образом, отождествляя себя с этими нежелательными формами поведения, мы неизбежно приходили к пониманию своей неадекватности.
Кроме того, неблагоприятная родительская оценка может выходить далеко за рамки неодобрения конкретных форм поведения. Например, родители могут передать нам общее сообщение о том, что мы эгоистичны—или недостаточно привлекательны, достаточно умны, хороши или "милы", и так далее. В результате того, что большинство специалистов в области психического здоровья согласились бы с тем, что отражает тонкую форму эмоционального насилия, почти все мы начинаем считать себя только условно приемлемый. В результате мы учимся относиться ко многим аспектам нашего " Я " негативно, болезненно усваивая чувство отвержения, которое мы слишком часто испытывали от чрезмерно критичных родителей. Эта склонность к самокритике лежит в основе большинства проблем, которые мы, будучи взрослыми, невольно создаем для себя.
Учитывая, как работает человеческая психика, почти невозможно не воспитывать себя так же, как мы были воспитаны изначально. Если наши опекуны обращались с нами жестоко, то, став взрослыми, мы найдем всевозможные способы увековечить эту неразрешенную боль в себе. Если нас часто игнорировали, ругали, обвиняли или физически наказывали, мы так или иначе продолжим это самоуничижение. Поэтому ,когда мы "избиваем себя", мы обычно просто следуем примеру наших родителей. Будучи так зависимы от них, когда мы были молоды, и, таким образом, испытывая мало власти, чтобы действительно подвергнуть сомнению их смешанный вердикт о нас, мы чувствовали себя в значительной степени обязанными принять их отрицательные оценки как действительные. Они постоянно подавляли нас. Но исторически хорошо известно, что родители гораздо чаще дают нам знать, когда мы делаем что-то, что их беспокоит, чем признают нас за наше более просоциальное поведение.
Чтобы полностью осознать наши нынешние оговорки в отношении самих себя, нам также необходимо добавить неодобрение и критику, которые мы, возможно, получили от братьев и сестер, других родственников, учителей, наших сверстников. Можно с уверенностью предположить, что почти все мы вступаем во взрослую жизнь с определенным негативным уклоном . Мы разделяем общую тенденцию винить себя или видеть себя неполноценными. Как будто все мы в той или иной степени страдаем от одного и того же хронического "вируса" неуверенности в себе.
- Подписывайтесь на канал ставьте лайки, и пишите свои комментарии.