Илья Бочаров в прошлом занимался журналистикой и работал инженером, а сейчас владеет юридическим бизнесом. Два года назад он вместе с другом Денисом завел канал о боксе, в котором анализирует бои и рассказывает истории спортсменов. Сейчас у канала почти 44 тысячи подписчиков и полуторамиллионная аудитория. Поговорили с Ильей о востребованности бокса, важности элемента шоу в спорте и монетизации блога.
О боях
В провинциальных городах начала 2000-х детям нечем было заняться, кроме боевых видов спорта. Требовалось проявлять лидерские качества и силу. Да и других вариантов для досуга особо не находилось. Так я попал в бокс. Благодаря хорошему тренеру я со временем втянулся, начал выступать на турнирах и даже получил звание кандидата в мастера спорта.
Сейчас я в качестве хобби тренирую бойцов. Живу в Петербурге и хожу в боксерский клуб. К тренерской деятельности я пришел благодаря знакомству со Святославом Шталем — одним из ведущих комментаторов на «Матч ТВ». В те годы он был обычным парнем, который открыл свой маленький боксерский клуб. Мы начали вместе заниматься, я выступал как его ученик на соревнованиях. Потом он открыл другой клуб, и я начал помогать ему уже в качестве тренера.
Бокс был востребован всегда, но сейчас он далеко не на пике своей популярности. Это заметно по количеству и качеству наших чемпионов. В Советском Союзе школа бокса была гораздо сильнее, да и спорт в целом тоже. Думаю, этот упадок обусловлен появлением других боевых видов спорта и досуга, чего раньше попросту не было.
Элемент шоу важен и в боксе, и в ММА: это подогревает интерес публики. Боксер может быть далеко не самым лучшим, но, если у него хороший пиар-менеджер, он подыскивает ему удобных бойцов. Зачастую профессионалы проводят первые десять боев с плохо обученными боксерами, которые выходят в ринг ради заработка, не имея цели стать серьезными спортсменами. Это игра и обман: бойцу платят за то, чтобы он получил по голове и упал. Для зрителя же бокс — это драка. Человек, который что-то умеет, против человека, который не умеет ничего, — это зрелищно: будет жесткий кровавый нокаут. Шоу важно, чтобы создать легенду о непобедимом спортсмене: «Провел 30 боев и уложил всех нокаутом». Потому что без имени и легенды зрители не придут на бой. А если зрителей не будет, на поединке никто не заработает: ни каналы, ни промоутеры, ни букмекеры.
О Дзене
Дзен — хорошая площадка, чтобы выразить себя. Можно заниматься любимым делом и даже неплохо зарабатывать. Платформа активно развивается, у нее большая аудитория. Особенно приятно, что не нужно заморачиваться с раскруткой: Дзен сам подбирает читателей, которым будет интересен твой канал.
Даже если мы понимаем, что пост соберет мало просмотров, все равно его публикуем. Ведь среди нашей аудитории есть люди, которым он будет интересен. Иногда мы пишем большие аналитические посты, в которые вкладываем много времени и сил. Я могу пять часов писать пост про какую-нибудь забытую манеру ведения боя, перемалывать десятки западных источников, переводить тексты, делать гифки, искать картинки, нарезать видео. А его прочитает сотня человек. Иногда же можно за 20 минут написать пост, как кто-то кого-то нокаутировал, и получить отличные цифры. Мы стараемся соблюдать баланс: пишем и для тех, кто жаждет хлеба и зрелищ, и для любителей аналитики.
Мы не переписываем новости — мы рассказываем истории бойцов, пишем об ударах, комбинациях, школах, техниках, тактиках, тренировочных процессах и интересных фактах из мира единоборств. Хотим донести, что бокс не драка, где отбивают голову. Бокс — это мысль, тактика и игра. И задача спортсмена не избить соперника, а перехитрить его.
У нас не было цели заработать на блоге — мы хотели рассказывать о боксе и писать о том, что нравится нам. Ведь если делаешь что-то с душой, это находит отклик. Но со временем занятие блогом стало приносить деньги.
В последнее время на канале удается зарабатывать по 200–220 тысяч рублей в месяц. Мы вышли на монетизацию через несколько недель после старта блога. Написали примерно 30 постов, но не публиковали: хранили в черновиках. Затем стали запускать в определенное время по три-четыре поста в день. Так продолжалось две недели. Посты читали по пять-десять человек. Какая уж тут монетизация, когда читателям неинтересны статьи или алгоритмы их не распознают! Однако мы не бросили канал — просто стали постить реже. И вдруг наши старые материалы разом начали показывать большой аудитории — и дела пошли в гору.
Аудитория канала в Дзене — полтора миллиона человек. Но мы не считаем себя популярными: нам просто прикольно писать и получать деньги. 40 тысяч подписчиков — не такая уж и большая цифра за два года. Для сравнения: полгода назад мы начали рекламировать в статьях наш канал в Инстаграме. Мы редко его обновляем, но там уже 4000 подписчиков. Выходит, в Инстаграме завоевать аудиторию проще, чем в Дзене, хотя Дзен — основная наша площадка и сил туда вкладывается больше.
Конкуренцию между блогерами и СМИ выигрывает качественный контент — и зачастую это видео. Мы планируем снимать ролики и публиковать их в Дзене и на Ютубе. Думаем, читатели воспринимают этот формат легче, чем тексты.