Найти тему
записки зубного детектива

Всеобщая вакцинация массово откладывается, а прогнозы выполнены не будут

В уже далеком июле 2020 года генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил, что к концу года будет произведено около 200 млн доз вакцины от коронавируса COVID-19, 30 млн из них — в России (остальные партнерами по всему миру).

Конец года уже не за горами. Моя жена уже установила дома елку и включила гирлянды на веранде. Теперь, когда новогоднее настроение создано, дети с хитрым прищуром интересуются у Деда Мороза, раз уж ноябрь на исходе, сколько десятков миллионов доз уже произведено, а сколько будет в декабре?

Кому лень читать всю статью, скажу сразу, пока нисколько. Но если хочется узнать подробности — читайте до конца.

В ответ на вопрос корреспондента министр промышленности Денис Мантуров в интервью Bloomberg TV сказал: «Основная задача — наращивание производства. К концу года получить 30 миллионов доз невозможно, это нонсенс». О как! Неожиданно. Вы бы там хоть договорились промеж себя: «сколько будем врать в этом месяце, а сколько потом».

РФПИ тоже как-то резко снизил накал риторики и на прошлой неделе скромно уточнил свой прогноз. «При успешном масштабировании уже запущенных технологий производства Россия может выйти на производство около 7–10 млн доз вакцин в месяц в декабре, — поделился с The Bell обновленным прогнозом представитель РФПИ. — А при самом консервативном сценарии масштабирования этот объем будет достигнут в январе».

Однако производители вообще ни разу не поддержали даже эти сильно заниженные цифры от РФПИ, а относятся к подобным бравурным обещаниям весьма нервно. И вот почему.

Дело в том, что создать вакцину это одно, а наладить ее производство в масштабах миллионов доз, это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Можно привести упрощенную аналогию. Имея один и тот же рецепт, сделать миллион одинаковых тортиков по всей стране в один день не получится. Каждая хозяйка добавит в рецепт какую-нибудь отсебятину, и тортик, который в Калининграде был вполне себе ничего, ближе к Владивостоку может превратиться в тыкву. Вакцина должна быть стабилизирована, то есть одинакового состава, чистоты и корректности. В этом сейчас и сложность не только у нас, а по всему миру.

То, что работает в маленьком биореакторе (рассчитанном на каких-нибудь 30 000 добровольцев, как в институте Гамалеи), в большом будет либо не работать, либо работать иначе. И вот эта тонкая настройка каждого биореактора и занимает огромное количество времени, и здесь нет никакого единого рецепта. Только эмпирическим путем для каждого реактора отдельно. Иначе дегустаторы бросят этот тортик в лицо тому, кто обещал завалить ими страну.

Несколько производителей уже вовсю ведут подготовку к выпуску вакцин. Но до конца этого года не то что о каких-то там десятках миллионов доз, а даже об одном миллионе пока речи не идет.

Один производитель обещает 2 миллиона доз в месяц, другой 8 миллионов доз, а третий 1,5 миллиона аж в год!

Но все они едины в одном — никто не может дать никаких точных прогнозов и сроков.

Так что, как видим, ни хвастливые американские заверения, ни такие же громкие отечественные пока не имеют особых перспектив. Ни у нас, ни на Западе еще никто не готов к массовому вакцинированию, и пока непонятно, когда будет готов.