Найти тему
Грета Шелаева

На 'Седове' фарватером викингов

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Переход Бремерхафен – Калининград. В прошлом году я ходила на «Седове» в самый первый переход, у всех было праздничное настроение, в этот раз — последний этап длинного рейса, который продолжался восемь месяцев. Заметно, насколько измотан экипаж. К тому же в Бремерхафене барк задержался на две недели с целью профилактического ремонта двигателя. Из-за этого ремонта даты моей поездки определились буквально накануне, пришлось лететь через Париж до Бремена с рискованно короткой стыковкой, потом поездом до Бремерхафена, и уже поздно вечером на такси до порта. Таксист – приятный дядечка с мягкой улыбкой, никак не мог понять о каком корабле идет речь, и у него отвалилась челюсть, когда он увидел освещенные мачты «Седова»…

Стоянка располагалась в рыбацкой промзоне, заставленной ангарами, представляющими собой цеха по переработке рыбы, ничего интересного поблизости не было. Cтарший матрос Сергей Яготин поинтересовался, каков нынче репертуар московских театров и посоветовал для посещения города взять чей-нибудь велосипед. Многие члены экипажа берут в рейс велосипеды. Сергей оказался прав: до города было приличное расстояние. Впечатлило старинное здание полиции и готический собор, поросший мхом в тенистых уголках. Пока я фотографировала маленький фонтан с барельефами рыб и желтыми листьями в бассейне, ко мне подошел пообщаться уборщик мусора – стройный немец лет пятидесяти. Он был польщен что я обратила внимание на этот симпатичный фонтанчик, но похвастался и собором. Ясно было что это местный житель, на вопрос о мигрантах ответил, что здесь их мало. Так же как и другие немцы, с которыми мне довелось пообщаться, с энтузиазмом воспринял информацию что я из Москвы. Это было приятно.

Я покрутилась по улицам, время от времени выезжая на набережную. На одном мостике лежал сбитый машиной маленький зайчонок. Оказывается, зайцы здесь живут даже на газонах.Пока стояли в Бремерхафене, я периодически пересекалась на борту с дедушкой, похожим на сказочного гнома, в экипировке с эмблемами «Седова». Решила что это незнакомый колоритный член экипажа и попыталась с ним пообщаться. Ответ звучал невнятно сквозь густую бороду, и я не сразу уловила, что дедушка-то немец, зовут его Зигфрид, ему 78 лет. Немцы фанатично любят корабли. И вот Зигфрид купил «тур» на берегу – питался в курсантской столовой, стоял на палубе с якорями на берете, один, не зная русского и английского, слушая голоса предков-мореплавателей в своем сердце. Зигфрид родился в Калининграде-Кенигсберге, поэтому одновременно оживился и погрустнел, когда узнал что я иду на «Седове» в Калининград… Зигфрид

При выходе из гавани Бремерхафена мы попали в шторм порядка пяти баллов. Мне захотелось забраться на бушприт. Вахтенный помощник с легким ехидством сказал что разрешит, только если со мной пойдет лично боцман фок-мачты Николай Митрофаныч.Митрофаныч

А у нас с ним с прошлого рейса отличные отношения. Через три минуты на мостик пришел сам Митрофаныч и сообщил что мы, в общем-то, пошли на бушприт. Беспечно болтая, просидели там часик, как на качелях с четырехметровой амплитудой. Митрофаныч похвастался приобретениями для охоты: превосходные плотные кожаные берцы, перчатки с нескользящими ладонями и два навороченных прицела. Помнится, в прошлом рейсе практичный боцман завалил свою каюту газонокосилкой и другими сельхозинструментами, добытыми на ярмарке в Германии.

Несмотря на фееричность обстановки в виде шторма на настоящем паруснике, ближе к вечеру мне надоело из-за боковой качки шмякаться обо все переборки. Отправилась спать и проспала ужин – ничего страшного, гигантский рацион парусного матроса мне все равно не уплести.

Когда-то давно я ходила под парусами в свежий ветер на морской шлюпке, это были потрясающие ощущения, я пыталась себе представить, как оно может выглядеть на большом паруснике, вроде «Седова» или «Крузенштерна». Оказалось что принцип тот же самый. С бушприта видна вся палуба — как красиво барк скользит по волнам, как кренится, когда ветер наполняет паруса… Теплоходы пропахивают волны с целеустремленностью утюга, но их однако же сильнее захлестывает. В конструкции больших современных кораблей заложены относительно подвижные компенсационные вставки, которые позволяют им не разломиться во время шторма. «Седов» весь как одна большая компенсационная вставка. Он ощутимо гибкий. Находясь в каюте во время шторма, чувствуется как смещается койка, слышно как скрипят деревянные переборки. Как ни странно, именно эти звуки дают наибольшее ощущение уюта и безопасности.

Море не так чтобы очень, но штормило. Старший штурман – Сергей Сергеевич, отказался пускать меня даже на бушприт.Старший штурман Сергей Сидоров

Тогда я подождала когда он сменится с вахты и пришла еще раз: на мостике очень кстати дежурил второй помощник – Григорий Романов, который пускает меня куда угодно, ибо знает по рейсу прошлого года, что мой авантюризм гармонично уравновешивается пугливостью.2-й помощник Григорий Романов

До середины мачт чувствую себя как обезьяна на любимой пальме, но ближе к салингу становится неуютно — мачты мотает на волнах, ванты дрожат от ветра, все такое тонкое и оставляет человека наедине с пространством и ветром… Идем под парусами. Ветер 12-15 м/c, штормит. Курсанты бесстрашно и весело работают на мачтах. Постоянный крен на левый борт – многоэтажная гора парусов ловит ветер. Вид с грота-марса

Временами пенные гребни захлестывают палубу. Это пустяки: в Средиземном море в этом году «Седов» попал в суровый замес, палубу заливало по-настоящему, порвало парус. Одного матроса подхватило порывом ветра, когда палуба ухнула вниз, и чуть не бросило за борт в набежавшую волну. И все равно ставили паруса и поднимались на мачты.

Наш прекрасный корабль обладает мощной харизмой, наиболее ярко проявляющей себя именно в непогоду. Кажется, «Седов» единственный из оставшихся крупных парусников, максимально сохранивший реальное оборудование. У него штурвал без гидравлики, не бутафорский; манипуляции реями осуществляются ручными лебедками, нет страховки при подъеме по вантам – можно сказать, историческая реконструкция.Курсанты стараются попасть на «Седов» не только из соображений романтики. Наиболее подготовленные моряки – те, что прошли полноценную практику на парусных судах. Несомненно, бывшие курсанты «Седова» составляют звездную основу нашего флота.Вечером вошли в пролив Зунд. Объявление по судовому радио: «По правому борту замок Гамлета!» Наверное, это Сергей – старший штурман, он еще днем говорил про этот замок. Слишком темно, фотоаппарат на длинной выдержке выдает размытую картинку: стены с острыми башнями, высокие бойницы и донжон.

Зунд – узкий вход в Балтику, в иллюминаторе виднеются огни на берегу и ряды высоченных ветряков. Очень жаль что мы прошли его ночью.Утром подняли нижние марселя со стакселями, и всё, на мачтах никого нет, фотографировать некого, пасмурно, и одной мне там наверху проветриваться неохота. Заметив что на бушприте происходит какой-то флешмоб, я надела страховочный пояс и направилась туда. Десяток курсантов фок-мачты снимали стаксель и железные скобы (я забыла как они называются), я приятно провела время в веселой и познавательной компании, а двое ребят изобразили шикарную живую инсталляцию под названием «Титаник», немного поспорив кто из них Ди Каприо."Титаник" представляет!

«Седов» резво бежал весь день, почти в два раза превышая расчетную скорость. Похоже что в Калининград придем дня на два раньше. Все этому рады, кроме меня. Я в легкой панике: как!! Мы же только из порта! Я еще ничего не успела! Можно сказать, только нагрела местечко на бушприте…Нет, расчетный день есть расчетный день, в порт мы раньше него не зайдем.

На ночь были оставлены косые паруса, подъем и уборка которых осуществляется с палубы. И в пол-пятого утра объявили парусный аврал: ветер поднялся до ураганного, паруса могло сорвать. Галина Васильевна — буфетчица нашей кают-компании, была недовольна тем, что половина курсантского состава проспала завтрак, делегировав по одному-два человека от кубрика для приноса бутербродов.

Утром так завывала вентиляция, что ее отключили. В моей каюте остался плеск волн, скрип переборок, звон рынды на палубе и… кто-то в течение часа играл на пианино классическую музыку в актовом зале. Заинтригованная, я попыталась войти внутрь, но дверь была заперта. Опрос экипажа выявил таинственного музыканта: старший матрос второго грота Сергей Ющенко. Сергей, любитель классики

Что ж, лишнее подтверждение незаурядности «Седова» и его команды. Мы встали на якорь на рейде Калининграда. На обозримом пространстве еще несколько судов – сухогрузы, контейнеровозы. Утром увидела, что курсанты первого грота надевают страховочные пояса. – Ребят, вы на мачту? – Да, перекатать верхний марсель. Пойдете с нами? – Да!!Ветер серьезный. Состроив благовоспитанную физиономию, направляюсь к вахтенному офицеру за разрешением. О чудо, штурманская рубка в лице пятого помощника не моргнув глазом пускает меня на мачту. Наверное, он еще не был на палубе. Но когда я вернулась, боцман уже отменил мероприятие: парус нужно сначала распустить, а при таком ветре его мягко говоря сложно будет снова поймать.

К середине дня ветер еще усиливается. В каюте тишина, только булькает море за стенкой и раз в минуту заливает борт выше иллюминатора. На полдник выдали по большой шоколадке, весь корабль сидит по углам и чавкает. Еды дают много, особенно макарон, но лакомств не хватает.

Ветер такой, что якорь не держит, потихоньку ползем в сторону города. Берег заметно приблизился. Параллельно ползут другие суда на рейде. Примериваемся поднимать якорь и включать двигатель. То хлещет дождь, то град, после выхода на палубу все ходят с красными от ветра глазами. Очень пригождается мой водонепроницаемый фотоаппарат. Ветер срывает гребни с волн и рисует стремительные штормовые дорожки. Митрофаныч посмеивается: Пустяки! Не больше шести баллов.

И тут — прорываются облака, гребни волн фосфорически вспыхивают на солнце, цвета ослепительно яркие, в великолепном сочетании – наши оранжевые мачты, зеленое море, синие тучи, полоса дождя и двойная радуга! Седов в золотом свете

Страховочные пояса 1-го грота

На рейде Светлого

Полчаса длится эта сказка. Чайки садятся на воду. Значит конец шторму, завтра мы сможем укатать паруса и привести корабль в божеский вид, соответствующий важному дню возвращения из рейса. После всех штормов даже не читается название на борту, так позеленели латунные буквы.Седов, потрепанный штормами

В этот последний день стараюсь набегаться по мачтам с фотоаппаратом. Удачно вклинилась в работы на первом гроте. Потом меня ловит на бегу Митрофаныч: его ребята идут на мачту фотографироваться на память. А я как раз еще не бывала на салинге фока.Люк салинга

Вид с фор-салинга

Курсанты поднимаются на верхнюю рею — бом-брам, и делают там селфи на фоне палубы… Пока сижу свесив ножки на салинге, вдруг замечаю что и второй грот на реях укатывает паруса. Мне же не разорваться, как той обезьяне в анекдоте... Спускаюсь, бегу к второму гроту, не столько спрашиваю разрешение на подъем, сколько ставлю в известность, но курсанты уже пошли вниз. Приходится остаться посередине нижних вантов, где они достаточно широкие чтобы разойтись двум людям. Что значит последний день – мимо меня кто-то спускается в летних городских ботиночках…

Здесь в Светлом пришвартованы также парусники «Мир» и «Крузенштерн». Какие-то парадные с виду, как корабль-ресторан. Со вздохом удовлетворения возвращаюсь в свою каюту: «Седов» лучший! Парусники Седов и Мир

Крузенштерн

PSНа Седове проходили практику курсанты керченской мореходки. Они возвращались из Калининграда транзитом через Москву, целый день в столице. Почти без денег это полбеды – намного хуже что теплая форма была казенная и осталась на «Седове». В летней форме, какая бы она ни была красивая, и в летних ботиночках, у нас в ноябре не погуляешь. Но Москву многие очень хотели посмотреть. Я решила попытаться добыть по социальной линии бесплатный автобус, чтобы их покатал. Понимала что шансов почти ноль, но мне было очень жаль ребят. Позвонила в департамент по туризму, объяснила ситуацию. Меня стали переводить по цепочке, давать какие-то телефоны, пока я не вышла на Сергея Лаврентьева – российского руководителя международной фирмы, которая проводит экскурсии на двухэтажных автобусах. Офис и стоянка на Болотной. Сергей Владимирович пообещал что даст автобус бесплатно, только чтобы мы подошли к офису и я ему набрала. Посмотрели Александровский сад и Красную площадь, погрелись в ГУМе и пришли кататься. Я не очень верила что получится, но в итоге ребятам действительно устроили прекрасную экскурсию с аудиогидом по Центру Москвы. Правда, они успели так замерзнуть, что на втором этаже теплого комфортного автобуса, пока стояли в пробке, почти все заснули на какое-то время.

Потом с желающими прошли в храм Христа Спасителя, в старинный Петровский монастырь, где перекусили в трапезной (что взяли на ужин? – конечно макароны!), и в Центральный Детский Мир на смотровую площадку на крыше.

Слов нет, чтобы выразить благодарность господину Сергею Владимировичу ЛАВРЕНТЬЕВУ – генеральному представителю фирмы Citi-Sightseeing в России. Подаренная Вами экскурсия сделала наш день! Спасибо!

Видеоклипы:youtube.com/watch?v=h2JVbfkKr…youtube.com/watch?v=EXNfgvBSO…