В психологии есть такое направление, как «Сказкотерапия», которое помогает справляться с возрастными кризисами и личностными проблемами. Вся информация, которую получает человек, успешно откладывается в подсознании, где как раз и программируется план действий и реакций на ситуации определенным образом.
В том числе, когда мы читаем сказку ребенку, мы доносим до его подсознания определенные идеи и смыслы, которые он интуитивно улавливает.
Итак, разберемся в сказке «Репка». Сюжет сказки: дед посадил репку, а собрать урожай самостоятельно не может. По очереди он зовет на помощь бабку, внучку, собаку и кошку, и только когда к ним присоединилась мышка, вырвать корнеплод все-таки удалось.
1. Первый и очевидный вывод из сказки – любой вклад в дело ценен, пусть он будет и маленький. Несмотря на то, что сила мышки незначительна в сравнении с основными участниками, только с ее помощью получилось справиться с проблемой и добиться желаемого результата.
2. Идеи о ценности коллектива. Сам дед в одиночку ни за что не вырвал репку, а вот объединив усилия несколькими членами общества в лице бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки все завершилось самым благополучным для всех образом.
3. Ценность семейной поддержки. В лице репки можно увидеть некий психологический кризис, который «дед» преодолел с помощью других членов «семьи». Ребенок таким образом понимает, как важно просить помощь и оказывать ее другим членам семьи.
4. Иерархия семьи. Есть глава семьи – дед (отец), бабка (мать), дети и животные. Чтобы не нарушить образ отца как образа силы и мужественности, он был заменен дедом, но его важность в процессе все равно чувствуется.
Впервые народную сказку записал Афанасьев, как в русском народном творчестве можно проследить значение образов:
· Репка – корни семьи;
· Дед – мудрость;
· Бабка – традиции;
· Внучка – потомство;
· Собака – охрана;
· Кошка – благосостояние;
· Мышка – достаток (заводится там, где есть чем полакомиться).