После вполне себе недурственного «Человека из стали», «Бэтмен против Супермена» не пришёлся по душе ни критикам, ни зрителям, вместо признания заработав сразу четыре «Золотые малины». Попробуем разобраться, так ли плохо это было, и что именно пошло не так.
Воскресная схватка двух ёкодзун
Зависть — нехорошее чувство. Годами представители «ДиСи» мрачно зыркали из-за угла и алчно пускали слюни, наблюдая, как скоморохи «Марвел» весело гребут деньги лопатой из кинотеатров. Для этого ансамблю балагуров только и требовалось, что выделывать весёлые кренделя и скудоумные трюки на потеху публике. Конкурирующей конторе тоже хотелось омыться золотым дождём, однако промышлять клоунадой мешало болезненное самомнение. Так бывает, когда цирк-шапито считает себя драматическим театром. Жадность вытолкнула всю пафосную братию скопом на улицу с протянутой рукой и отрешённым взглядом, устремлённым вдаль. Денег они соберут, но снискать всенародную любовь будет несколько труднее.
Серьёзный подход к экранизациям супергероических комиксов имеет право на жизнь, когда им занимаются башковитые люди вроде Кристофера Нолана или же имеется чёткий первоисточник типа «Хранителей», которому Зак Снайдер покладисто следует. Без продуманного фундамента в виде творчества Алана Мура кино у Снайдера получилось громоздкое и потрясающе неуклюжее. Вместо постеров фильма стоило развешивать объявления о пропаже, призывающие помочь с поисками вменяемой мотивации для персонажей, умных диалогов и внятного сюжета.
В «Человеке из стали» Снайдер и компания сделали акцент на божественной сущности Супермена, чтобы оригинальнее подать зрителю самого скучного супергероя, — и получилось очень даже недурно. В «Бэтмене против Супермена» эти идеи получают развитие, которое могло бы быть интересным, если бы не менталитет водителей маршрутки у авторов, стремящихся напихать в фильм как можно больше ненужных пассажиров. Мало того, что кино превращается в капустник и дерьмовый сериал, так оно ещё и обглодано, словно монтажом занималась акула из фильма «Челюсти» или безумный парикмахер, которого просят чуть-чуть подровнять, а он сносит клиентскую голову мачете. Неравномерный темп препятствует нормальному раскрытию персонажей, а эмоциональные моменты не вызывают никакого эффекта: не успевает Супермен обиженно уйти, как ему уже нужно скорее возвращаться.
Челюсть Бена Аффлека как никогда фотогенична в роли Бэтмена, но играть ей, по сути, нечего. Её триумфальные выпячивания служат слабым утешением, когда по милости сюжета величайший детектив современности временами выглядит как упоротый дебил.
Вынесенное в название противостояние оборачивается безнадёжным пшиком: от силы десять минут довольно вялых боданий, разрешающихся максимально нелепым образом, когда герои выясняют, что у них есть некая объединяющая черта. Откровение, по своей силе сопоставимое с тем, как если бы Бэтмен узнал, что они с Суперменом оба без ума от шоколадного молока «Несквик». Разве нужен чёрствому человеку другой повод, чтобы мигом забыть все свои претензии и положить начало отличной дружбе?
Зак Снайдер — признанный гуру экшена, способный уложить всю красоту мира в один пендель, затрещину или выстрел и превратить потное пиздилово в высокодуховное искусство сродни балету в Большом театре. На «Бэтмене против Супермена» мастер явно пребывал не в настроении. Если раньше он предпочитал добираться из пункта А в пункт Б на экспрессе по маршруту «Кирдык — Хуяк», то теперь киснет в пробках из мертвенно-скучных экспозиций. Когда действие всё же нехотя начинается, оно выходит в лучшем случае неплохим и достойным — а это не совсем тот масштаб, которого можно было ожидать от фильма с такой грандиозной вывеской. Пожалуй, «Бэтмен против Супермена» — наименее изобретательная картина в фильмографии Снайдера по части экшена. Финальное светопреставление, где герои меряются силами с большим компьютерным куском говна, увы, никак не опровергает вышеприведённый тезис.
По счастью, Снайдер ещё и клипмейкер от бога, попросту не умеющий снимать некрасиво. Сильнее всего это проявляется во вступительных титрах, где режиссёр без лишних слов компактно и изысканно показывает предысторию Бэтмена. Впрочем, и в остальном фильме едва ли найдётся отдельный кадр, который хотелось бы упрекнуть в недостаточном эстетизме. Не подкачал и саундтрек: могучие композиции Ханса Циммера, объединившиеся с уже традиционным колотиловом от Junkie XL, заряжают энергией не хуже военного марша.
По обрывкам сюжетных линий и общей интонации кажется, что Снайдер хотел снять неглупый и вдумчивый фильм, который погубили непомерные амбиции. Вместо новых «Хранителей» у режиссёра вышел очередной «Запрещённый приём» (привет глюку Бэтмена с постапокалиптическими летающими стрекозлами). Мы получили абсолютно проходной блокбастер, который так и не понял, что ему делать с двумя культовыми персонажами.
Оценка: Стерильно