Доброго времени суток уважаемые читатели. Многие привыкли к строгости и лаконичности классических колод Таро. Но сами карты уже давно стали частью массовой культуры. В фильмах, сериалах, играх уже давно и плотно эксплуатируется образ различных колод. Даже это не предел. Вдохновляясь таинственными образами, некоторые авторы решили привнести нотки национального колорита в устоявшуюся символику. Вот сейчас мы и рассмотрим примеры таких колод.
И начнём наше увлекательное путешествие с Польши. Не только пан Сапковский тяготел к мистике и мифологии на земле польской. Польское Таро (иное название - Jasniak Color Tarot). Интересная и самобытная колода, с прекрасной стилизацией и выдержанной цветовой гаммой. В рисовке младших арканов автор, вероятней всего, вдохновлялся Таро Тота Кроули. Старшие же арканы иногда пытаются сохранить привычную символику, но очень интересно переосмысленную. Эта колода может открыть Вам новые грани.
А вот и вторая колода. Создал её Ян Витольд Сулига. TAROT MAGOW BY JAN WITOLD SULIGA – крайне любопытная и необычная колода. Национального польского колорита здесь, к слову, не так и много. Но пройти мимо этой колоды при подготовке статьи я не смог. Самобытная и необычная, с явным каббалистическим подходом и прекрасной символикой. Если Вы искали колоду, которую бы хотелось долго изучать и рассматривать – обратите внимание на это издание.
От земель польских перейдём плавно к землям русским. И первой колодой станет собрание старших арканов в виде матрёшек! Крайне необычное и смелое переосмысление с сохранением основ символики и смыслов. Исполнена колода на дубовых дощечках. Само издание хоть и является сувенирным, но вполне можно использовать для медитативных практик. Естественно, такую самобытную колоду хочется иметь и просто в виде сувенира. Создатель колоды - Владимир Ситников. На сайте колоды есть короткое видео процесса создания этой невероятной красоты.
Русское Таро Санкт-Петербурга – волшебная колода в стиле русских лаковых миниатюр. Авторство принадлежит мастеру миниатюр Юрию Шакову и ещё одному неизвестному широкой публике соавтору. В самой же колоде можно отметить явное влияние Уэйта. Сложно поверить, но художник до работы над проектом не был знаком с Таро в принципе, но за несколько лет выстроил собственное виденье с нуля.
Русское лубочное Таро – колода, созданная Сергеем Савченко в тандеме с художником Евгением Винницким. За основу взяты традиционные лубочные картинки. Можно отметить огромное внимание к деталям, отсылки к славянской мифологии и непередаваемый колорит. На арканах присутствуют и надписи, в которых сконцентрирован основной смысл. Подойдёт и как рабочий инструмент на постоянной основе, так и для любителей коллекционирования необычных колод.
И закончим мы рассмотрением сразу трёх колод с общим названием – Русское Таро.
Первая рассматриваемая колода – колода Гратевича, карманное издание. Старшие арканы отправляют нас к былинам. Интересная адаптация привычных образов. Также можно отметить отсутствие нумерации, которая стала уже привычной. Младшие, к сожалению, не несут в себе сюжетов. Тем не менее, колоду вполне можно использовать как рабочий инструмент, особенно если до этого работали с Таро Папюса, например.
Вторая имеет и второе название - Магические карты TARO. Эта колода больше тяготеет к известным личностям российской истории и имеет множество православных символов. Необычно? Да. Но выглядит самобытно и привлекательно. Автор колоды, к сожалению, неизвестен. В сети гуляют различные мнения на этот счёт, но они не вызывают доверия. Младшие арканы не имеют сюжетов. С данной колодой у меня связана отдельная история. В самом начале практики у меня было мини-издание, в которое входили только старшие арканы. Надпись на коробочке гласила, что это то ли колода любви, то ли магическое таро любви. Лишь намного позже я узнал о существовании оригинала.
Ну и третья колода, которую никак нельзя было не упомянуть в данной статье. Таро Аввадона Бориса Моносова. Художница – Анастасия Николаева. В колоде можно отметить влияние древнеславянских мотивов. К особенностям можно отнести крайне непривычные названия старших арканов, которые больше отражают смысловую суть аркана. В остальном же колода сильно тяготеет к классике Уэйта.
Отдельно остановимся на необычной и несколько забавной колоде. И это – Таро Гоголя. Интересное перенесение образов писателя в систему Таро. Младшие арканы также имеют свою иллюстрацию. Если вам нравится творчество Гоголя – эта колода для Вас.
А мы продолжаем наше путешествие. Следующей колодой предлагаю рассмотреть Классическое Украинское Таро. Абсолютно самобытная колода, с ярким национальным колоритом. Названия некоторых старших арканов переосмыслены и также несут нотки украинской культуры. Изменения коснулись и младших арканов. Привычная масть денариев/монет/пентаклей изменена на масть подков. Автор проекта – Дмитрий Дульский, художник – В. Жиров.
И вновь у нас на рассмотрении только старшие арканы. Создательница данной красоты – Алёна Райда. Здесь мы также можем видеть смелое и необычное переосмысление классики с традиционным этническим колоритом. Сама художница хотела не просто создать собственную колоду, но и сделать её современной, актуальной и понятной.
А на сегодня всё. Это далеко не полный возможный перечень. Если хотите увидеть продолжение – скажите об этом в комментариях. Таро остаётся многогранным, и эти грани можно рассматривать бесконечно.
С уважением, Александр Армантский.