"Война Анны" (2018) Алексей Федорченко
Эта картина в 2018 году собрала практически все главные национальные премии - Золотого орла, Нику, Белого слона и особое упоминание на Кинотавре. И это при том, что длится фильм всего 75 минут. Как всегда права народная пословица - «Мал золотник, да дорог».
Мы давно следим за творчеством прекрасного, самобытного режиссера, автора безусловно, - Алексея Федорченко. Прилив гордости мы испытали за остроумную, стильную, аттракционную работу «Первые на Луне». Она поразила всех в 2005 году и заставила говорить о новом таланте.
Дальше были «Овсянки», которые вернули режиссера с далеких орбит на наши родные земли. Также мы смотрели у него «Небесные жены луговых мари». Уместно или нет сравнить этот фильм с вселенной «Твин Пикс» больше по духу, нежели по букве. В ней та же мистико-языческая атмосфера с обилием эротики и самобытными девушками, которые в конце фильма заставляют надолго замолчать и смаковать финал.
Поэтому данную работу мы пропустить не могли, но все никак не доходили руки. После просмотра наши мнения разделились. Часть команды посчитало фильм несколько вторичным на уже изъезженную тему - война и дети. Здесь и «Иваново детство» и «Запрещенные игры» и «Иди и смотри». Местами напоминает «Лабиринт Фавна» и можно долго еще искать аналогии и аллюзии. Действительно, на эту тему уже было так много высказываний, что трудно не повториться. Но есть ли в фильме что-то свежее, а главное искреннее и честное? Безусловно ДА!
Как минимум фильм уже с самого начала своей формой говорит о некой частности происходящего, субъективности. Нам не рассказывают о том, что было до начала действия. Некому это сделать. Девочка молчит с самого начала и будет молчать до конца фильма. С этого момента для нее начался новый мир, в котором все по-новому - цвета, звуки, физические свойства. Она заново открывает этот мир, который как будто бы перевернулся, земля и небо поменялись местами и теперь уже она живет на обратной стороне. Это мир, где уже всегда будет ВОЙНА. Для нее точно навсегда, потому что все остальное прекратило существование. Она найдет в этом мире небольшой уголок, опять же - между небом и землей, - на небольшой полочке в камине. Будет стараться выживать, находясь в эпицентре 4-х стихий. Приятно чувствовать не точечное и сиюминутное, а глобальное восприятие мира режиссером.
Фильм также внезапно оборвется, как и начался. Мы не узнаем какова судьба этой чудом выжившей девочки. Но под конец фильма даже возникает ощущение, что все это была альтернативная реальность и мы видели последние мысли и действия девочки после смерти. Она - отлетающая душа, которая напоследок желает насладиться этим миром, сделать обычные человеческие действия, на которые она совершенно имела бы право, если бы в ее жизнь не вмешалась война.
Рекомендуем как данный филь, так и в целом обратить внимание на творчество Алексея Федорченко.
А какие отечественные фильмы последних 10 лет тебе больше всего запомнились?