В современном обществе мало быть образованным человеком. Существуют писаные и не писаные правила для поведения человека в социуме. Ежедневные встречи, деловые переговоры все больше и больше проводятся в неформальной обстановке, в ресторанах и кафе или даже в домашней обстановке. Чтобы произвести впечатление на деловых партнеров, гармонично и правильно вести себя в не рабочей обстановке, необходимо помнить о специальном своде правил – этикете и культуре общения.
На большие торжественные праздники, как свадьбы, юбилеи, гостей необходимо приглашать за 3-4 недели и, желательно, это делать личным визитом. Для приглашения гостей из другого города или страны, необходимо отправить пригласительное письмо с точным адресом местом проведения торжества и временем, письмо рекомендуется отправить за 5-6 недель, а за неделю сделать звонок с осведомлением о получении письма. В случае, если Вас пригасили на мероприятие, на котором точно не сможете присутствовать, по нормам этикета, необходимо известить о своем отсутствии за 2 недели, извиниться и поздравить с предстоящим праздником. По возможности, через 2-3 дня после торжества необходимо отправить цветы и поздравительную открытку. На менее важные мероприятия, приглашать гостей нужно за 7-10 дней. На обыкновенный вечер с небольшим числом гостей лучше приглашать за 3-4 дня по телефону или при личной встрече. Если Вы приняли приглашение, будет неуважительно не явиться. Если Ваши планы изменились в последний момент, необходимо лично позвонить, извиниться и назвать причину отсутствия.
Опаздывать на ужин более чем на 10 минут неприлично. Еще хуже, чем опоздание – ранний приход, так можно застать хозяев за работой и подготовкой к празднику; допускается досрочное появление на 10 минут. Для хозяев торжества следует помнить, что не принято ждать опоздавших, более чем на 30 минут. Первых гостей принято встречать хозяевам дома вместе, последующих гостей встречает хозяйка, а раннее пришедшими гостями занимается хозяин дома. Также эту функцию можно возложить на взрослых детей и самых близких родственников. Нужно помочь снять верхнюю одежду, показать, где можно оставить личные вещи: зонт, шляпу, сумку.
Правила знакомств гостей друг другу следующие: младшего по возрасту гостя представляют старшему, мужчину – женщине. Этика делового общения рекомендует знакомство начинать с представления подчиненного руководителю. Следует особое внимание уделить речевому этикету в деловом общении, ни в коем случае не нарушать субординацию и обращаться к вышестоящему руководству на «Вы», если иное не предложит сам начальник. После проведенного вместе времени, не допускаются упоминания об отдыхе со стороны подчиненного, следует провести границы дозволенного, но поблагодарить за «приятный вечер в хорошем обществе» можно.
Ведение деловой переписки через интернет или местную закрытую сеть требует внимания к изучению этикета электронного общения. Прежде всего, нужно правильно заполнить автоматически заполняемые поля, при отправке электронных писем. Если позволяет система, то нужно указать свою фамилию и имя, а в подписях указывать фамилию с инициалами, должность, организацию, контактные номера телефонов, адрес (если таковое допускается), Ваш режим работы. Никогда не забывайте указывать тему письма, если переписка продолжается длительное время, а тема уже другая, необходимо сменить заголовок. Не допускается использование постоянных заглавных букв в тексте и заголовках, за редкими исключениями и максимально важными письмами. Старайтесь разделять длинное письмо на абзацы, чтобы получателю было удобно воспринимать информацию. Рекомендуется проверить письмо на наличие ошибок орфографических и грамматических. Если Вы не знаете, как правильно написать, то или иное слово, то лучше заменить его синонимом или вовсе не использовать. Общение по внутренним ресурсам может носить менее формальный характер, здесь допускаются более короткие диалоги и сокращения в словах, смайлики. Помните, что не нужно ждать ответа на письмо в течение быстрого времени, используйте в письмах с просьбами такие слова как «пожалуйста», «будьте добры». За оказанную услугу можно отправить письмо с благодарностью. Обязательно перечитайте письмо перед отправкой, в том числе адрес получателя и тему.
Этикет делового общения – это основа и базовые знания для каждого человека. Детей и подростков следует обучать этими знаниями с ранних лет. Правильное поведение в обществе заложено в воспитании человека, поэтому необходимо уделять должное внимание всему вышесказанному.