Найти тему
Деловой Бийск

Бийский театр: листая страницы истории 1887-1940‑е гг.

Оглавление

Долгое время считалось, что датой образования Бийского драматического театра является 1943 год — время приезда профессиональной театральной труппы из Камня-на-Оби. Затем за основу был принят 1939 год, когда учреждению был присвоен статус городского стационарного театра. И лишь в 2007 году бийские историки-краеведы доказали, что история театра началась гораздо раньше — в 1887 году, и сегодня он отмечает свое 125‑летие.

Как все начиналось

Как писал известный краевед Леонид Мальцев, в конце 19‑го века в нашем городе не было никаких развлечений духовного характера: „Ничем не отличаются обитатели Бийска от граждан других городов Сибири. На первом плане были и есть интересы желудка. Общественная жизнь выражается перемалыванием косточек дамами, выпивкой у мужчин и составлением партий для виста или стукалки…“

И вот в 1887 году в нашем провинциальном городе появляется Леонид Петрович Ешин. Бывший народоволец и политический ссыльный был конвоирован в Бийск из Томска. Он организовывает в городе общество любителей драматического искусства, где сам выступает в роли режиссера и декоратора. Спектакли проходят в здании общественного собрания, где сегодня расположен филологический факультет Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина.

С 1936-го по 1941-й год Бийский театр носил название Краевого колхозно-совхозного. Труппа ездила со спектаклями по селам и деревням края
С 1936-го по 1941-й год Бийский театр носил название Краевого колхозно-совхозного. Труппа ездила со спектаклями по селам и деревням края

Вызывало удивление благожелательное отношение к Ешину полиции. Сначала его встретили, так как и подобает встречать политических ссыльных, но вскоре он своими манерами, остроумием и всесторонним развитием смог расположить к себе бийское общество, в том числе и стражей закона. Ему разрешили организовать театр, заниматься предпринимательской деятельностью (в селе Фоминском он держал переправу, разводил пчел). При этом он мог беспрепятственно выезжать за пределы города — в окрестные села края, в Горный Алтай.

К сожалению, сведений о деятельности этого выдающегося человека в Бийске не так много. Известно, что в 1906 году он покинул наш город, продолжительное время жил в Барнауле, где был в центре просветительского общества. О том, что это был за человек, мы можем узнать из книги Андриана Топорова, барнаульского писателя, который был его учеником и сподвижником. Он писал о Ешине так: „Его серые глаза в очках излучали неотразимо привлекающий свет. Едва он произносил несколько фраз, как новый собеседник оказывался во власти его обаяния. Он отлично рисовал масляными красками и акварелью, изумительно декламировал, играл на сцене, пел, танцевал, устраивал домашние живые картины и спектакли и так читал стихи, что у дам появлялись слезы на глазах…“

Народный дом

В начале 20‑го века полковник Антон Копылов, проходивший службу в Польше, приезжает в Бийск, чтобы получить солидное наследство дяди, который завещал направить средства на благие дела для родного города. И Антон Петрович решает построить Народный дом, ставший впоследствии Бийским драматическим театром.

В то время народные дома получили широкое распространение в России — первые появились в Москве и Петербурге, а также в сибирских городах — Томске, Барнауле, Красноярске. Это были прототипы Домов культуры, где люди могли пойти в библиотеку, музицировать, слушать лекции.

Народный дом в Бийске был построен в 1916 году. Антону Петровичу пришлось вложить в его строительство гораздо большую сумму, чем 100 тысяч, на которые он рассчитывал изначально, поскольку в период 1‑й мировой войны деньги обесценились.

В 1917 году в здании был оборудован театральный зал на 800 мест с прекраснейшей акустикой. Во время революции и после сюда приезжали на гастроли выдающиеся коллективы: театральные, оперные, балетные. К торжественному открытию театрального зала Народного дома был приурочен концерт известнейшей певицы Надежды Плевицкой, любимицы простого народа и государя. Она выступала с русскими песнями по всей стране — у нее был даже свой вагон на железной дороге.

Построив здание Народного дома, Антон Петрович выдвинул городским властям несколько требований: чтобы дом носил имя его дяди Павла Андреевича Копылова, чтобы он был доступен всем слоям населения и в нем было все для творческого развития горожан (кружки, лекции, спектакли, библиотека, музей). Городские власти согласились на эти условия, но отказались выделить средства на содержание культурного учреждения. Антону Копылову пришлось делать это самому. Чтобы получать какой‑то доход, он открывает народный банк, прачечную и дешевую столовую.

Народный дом. Начало XX века
Народный дом. Начало XX века

Интересна история и судьба здания драматического театра. Введенное в эксплуатацию с большими недоработками в связи с военным временем, уже в 1918 году оно требовало ремонта. В 1920 году в здании был пожар, устроенный во время суда над фабрикантом Бородиным. Пожар удалось ликвидировать, но здание находилось в плачевном состоянии. В 1926 году городские власти собирались закрыть театр из‑за нерентабельности и отсутствия средств на его содержание. Но средства все‑таки были найдены — в 1927‑м году в нем был проведен капитальный ремонт, и здание получило свое новое рождение.

Приезд Гарденина

В 1918 году в Бийск с труппой прибыл блестящий актер, великолепный режиссер, ученик Станиславского Владимир Гарденин. Труппа начала работать во время белогвардейского переворота и работала до тех пор, пока белые не закрыли Народный дом, переоборудовав его под госпиталь. Но как только красные заняли город, учреждение возобновило свою деятельность.

В 1920‑м году Народный дом был переименован в рабочий дворец труда, науки и искусства. Одним из его звеньев стал рабоче-крестьянский театр, который и возглавил Владимир Гарденин. В основном театр ставил спектакли по произведениям классиков. Известно, что костяк труппы составляли актеры, приехавшие из Омска, в числе которых была великолепная актриса Анна Раич. В театре также играли талантливые актеры из Бийска — Владимир Афанасьев, Людмила Людмилова.

Актер и режиссер Владимир Гарденин. Начало 20-х годов XX века
Актер и режиссер Владимир Гарденин. Начало 20-х годов XX века

Владимир Гарденин обучал не только актеров, но и бутафоров, художников, осветителей, машинистов сцены. Он также вел студию, где давал уроки театрального искусства молодежи Бийска. Публика боготворила Гарденина. Поклонники посвящали ему стихи.

К сожалению, этот талантливейший человек пробыл в Бийске не очень долго. В 1924 году он навсегда покинул наш город.

Выдающиеся актеры и режиссеры прошлых лет

В довоенной истории театра было много удивительных судеб и ярких имен. Среди них можно выделить Александра Ивановича Пашкова, заслуженного артиста РФ. Еще мальчиком он познакомился с артистами театра, которые снимали комнаты в доме его бабушки. И однажды его попросили покачать люльку в одном из спектаклей. Подросток так влюбился в театральное искусство, что уже после 7‑го класса пришел в вспомогательный состав театра. Позже он окончил кемеровскую театральную студию и стал ведущим артистом бийской труппы. Он играл главные роли в таких спектаклях, как „Чужой ребенок“, „Без вины виноватые“, „Овод“, „Свадьба Кречинского“, „Не было ни гроша, да вдруг алтын“. Вместе с ним в труппе работала его будущая жена Антонина Конрад. В 1942 году Александр Пашков ушел добровольцем на фронт и после окончания войны вернулся в театр и посвятил ему всю свою жизнь.

Другой актер — Николай Прозоров — начинал работать в Бийском театре пожарником. Вдохновленный театральным искусством, он стал участвовать в спектаклях любительского театрального коллектива добровольного пожарного общества. Его талант заметили, и в 1925 году он становится артистом городского театра. Николай блестяще сыграл Антония в спектакле „Светите, звезды“ и матроса в „Разломе“, а позже комсомольского вожака в оперетте „Дружная горка“. После службы в армии он переехал в Красноярск, где стал ведущим актером, получившим звание народного артиста РСФСР, лауреатом государственной премии. В школах Красноярска дети до сих пор изучают биографию Николая Прозорова.

Николай Прозоров в роли матроса в спектакле «Разлом»
Николай Прозоров в роли матроса в спектакле «Разлом»

Одним из виднейших антрепренеров, режиссеров и актеров бийского театра в 20‑е годы был Леонид Баскаков. Будучи одним из известнейших театральных деятелей Сибири, он часто приезжал с антрепризами в Барнаул и в Бийск, играя в таких спектаклях, как „Лес“, „Без вины виноватые“ и „Василиса Милентьева“ Островского, „Беспокойная старость“ Леонида Рахманова.

С начала 40‑х годов Леонид Баскаков в течение нескольких лет работает в нашем городе и играет главные роли в спектаклях „Ревизор“ Гоголя, „Генеральный консул“ и „Поединок“ братьев Тур. Также он поставил спектакль „Васса Железнова“ Горького и сказку „Об Иванушке и Василисе Прекрасной“.

Примечательно, что Леонид Николаевич является основателем театральной династии. После него в 50‑е годы на бийской сцене работали его дочь Галина Леонидовна Кучинская и его внучка Наталья. А в настоящее время в театр пришел праправнук актера Максим Самсонов.

В 30‑е годы в Бийском театре работал Михаил Иловайский, талантливый режиссер и в будущем учитель народного артиста РСФСР Михаила Ульянова. Впоследствии Ульянов напишет о нем в своей книге „Моя профессия“: „Человек, навсегда отравленный чудом театрального искусства, глубокий и опытный режиссер, человек увлекающийся, чудный рассказчик…“.

К сожалению, каких‑то сведений о периоде его работы в Бийске практически не сохранилось. Известно лишь, что он ставил блестящие спектакли, такие как „Ревизор“ Гоголя и „Коварство и любовь“ Шиллера.

Колхозно-совхозный театр

С 36‑го по 41‑й год Бийский театр носил название Краевого колхозно-совхозного. Это объяснялось тем, что большую часть времени труппа ездила со спектаклями по селам и деревням края. Условия работы тех лет были нелегкими, особенно зимой. Артистам первым делом выдавали тулуп, валенки и шапку. В любой мороз и буран спектакли не отменялись. Летом театр разъезжал на колесах, а зимой — на санях. Частенько приходилось ночевать в избах колхозников, а то и на клубной сцене, но сознание своей пользы давало творческое удовлетворение — театр нес свое великое искусство в самые удаленные уголки края.

Александр Пашков в роли Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». 1939 год
Александр Пашков в роли Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». 1939 год

Программки к спектаклям того времени сохранили для нас фамилии актеров: А. Пашкова, А. Кондрад, Л. Людмиловой, К. Шесминцева, Т. Долиной, Л. Петровой, В. Новикова, Г. Уральца, а также режиссера С. Ковалева.

Но, к сожалению, кроме нескольких программок и фотографий, сведений о колхозно-совхозном театре почти не сохранилось, так как это был очень тяжелый период в истории страны — период массовых репрессий. Вероятно поэтому все документы и городские газеты были изъяты из архива, музея и библиотек. Но попытки восстановить одну из самых ярких страниц истории Бийского театра продолжаются.

Екатерина Алтунина, газета "Деловой Бийск" 25 января 2012 года.

Продолжение следует.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала заведующую литературной частью Бийского драматического театра Наталью Шарабарину.

Источник фото: музей Бийского драматического театра, Бийское отделение «Демидовского фонда».