Как купить тур он-лайн дешевле
Дом Мурузи – один из памятников архитектуры конца 19 века. Дом Мурузи расположился на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Его фасады выполнены в притягивающем взоры затейливом мавританском стиле.
Еще в 18 веке в Петербурге стали появляться многоквартирные дома «под жильцов». Причины тому – увеличение притока населения и соответственно, рост цен на землю. Поэтому стало выгодно строить дома и сдавать их внаем. Доходные дома со временем стали вытеснять бывшие ранее популярными особняки. В каждом доходном доме в центре Петербурга жило от 50 до 500 человек.
Строительство дома Мурузи шло с 1874 по 1877 годы. Руководил строительством А.К. Серебряков. Дом Мурузи привлекает внимание причудливым фасадом, выполненным в мавританском стиле, с большим количеством эркеров, ниш, балконов, украшенных подковообразными арками, тонкими терракотовыми колонками и стилизованными надписями. Особую выразительность силуэту дома придают угловые башни. По проекту они должны были быть покрыты глазурованной черепицей. Но, к сожалению, ни изящные чугунные зонтики-балконы, ни перила из листового цинка, не дошли до нашего времени. Алексей Константинович Серебряков со своими помощниками Шестовым П.П. и Султановым А.И. отразили в этом здании модное в те времена увлечение испано-мавританской культурой.
До середины 19 века на месте дома Мурузи стоял классический деревянный одноэтажный особняк с портиком из ионических пилястр, с тенистым садом. Первый владелец этого дома – камергер Н.П. Резанов. Потом домом владели купец А. Меншуткин и известный коллекционер князь В. Кочубей. В 1874 году участок был приобретен одним из известных представителей греческой колонии в Петербурге – князем Александром Мурузи. Его отец тайно оказывал помощь в присоединении Молдавии к России, за что был казнен турками.
Построенный за три года дом Мурузи своей внешней отделкой и интерьерами сразу же привлек к себе особенное внимание. Здание было построено в соответствии с требованиями Государственного совета по предельной высоте зданий Петербурга. Его высота составила 23 м 10 см. На фасадах дома – колонки из обожженной глины, подъезды дома украшали фризы с арабской вязью.
Интерьеры здания были выполнены в стиле рококо: скульптура, штоф на стенах, лепка с позолотой, живописные плафоны, дубовые и мраморные камины. Дом был оснащен всеми новейшими удобствами: отоплением, водопроводом, паровой прачечной, 28 ванными комнатами. Но особой роскошью и великолепием отличался интерьер 26-комнатной квартиры владельца дома, располагавшейся в бельэтаже. Поднимаясь по лестнице белого каррарского мрамора, гости оказывались в зале, который напоминал дворики дворцов Мавритании. Своды зала поддерживали 24 тонкие мраморные колонны, в центре бил фонтан. Дом Мурузи состоял из пятидесяти семи квартир и семи магазинов.
Расходы на строительство дома составили по тем временам поистине фантастическую сумму. И, когда, в 1880 году умер князь Мурузи, его дом чуть было не продали с молотка. Но, памятуя заслуги семьи Мурузи, Александр III разрешил в порядке исключения выдать вдове князя ссуду в 500 тысяч рублей.
Парадные квартиры дома занимала состоятельная публика: генералы, сенаторы, профессора и т.п. Жильцы поскромнее селились в верхних этажах и дворовых флигелях. Под крышей находились студенческие номера. Внизу – известный магазин пряников Н. Абрамова, парикмахерская Герена. В дворовом флигеле этого дома, в 1879 году снимал небольшую трехкомнатную квартиру Н.С. Лесков; здесь он работал над завершением своей повести «Левша». В доме Мурузи жил публицист Н. Анненский, в гостях у которого бывал А. Куприн.
В 1899 году на пятом этаже этого дома поселилась знаменитая литературная чета – Мережковский и Гиппиус. Они превратили квартиру в литературный салон, в котором собирались все известные литераторы Серебряного века, в т.ч. Блок, Белый, Есенин.
С весны 1919 года здесь размещалась литературная студия при издательстве «Всемирная литература», членами которой были Зощенко, Берберова, Слонимский, Адамович, сестры Наппельбаум. Перед ними читал свои стихи А. Блок, выступал М. Горький. В студии преподавали Замятин, Чуковский, Шкловский, Лозинский.
В 1921 году студия была преобразована в «Дом поэтов», где обсуждали новые стихи и читали лекции по стихосложению. Именно в доме Мурузи в последний раз Анна Ахматова виделась с Гумилевым перед его арестом. В одной из коммунальных квартир этого дома около 20 лет жил поэт Иосиф Бродский.