Благодаря "антиотмывочному" Законуот 07.08.2001 N 115-ФЗ, а также Методическим рекомендациям Банка России от 04.12.2015 N 35-МР, от 21.07.2017 N 18-МР, от 16.02.2018 N 5-МР и др. банк имеет полномочия на приостановление операций по счету, причем эти полномочия достаточно неконкретны. Поэтому ничего удивительного, что нередко из банка приходят извещения о приостановлении операций по счету с формальной отсылкой к нормам Закона N 115-ФЗ без указания конкретной причины подобных действий.
Попытки узнать подробности в отношении возникших претензий зачастую ни к чему не приводят. Работники банка на местах даже не знают, что послужило поводом для сомнения в чистоте операций. Они видят лишь запрос в своей системе и при всем желании не могут помочь своему клиенту. Неудивительно. Многие блокировки происходят в автоматическом режиме.
Например, возьмем такой крупный банк, как Сбербанк. На его сайте приводятся рекомендации, как избежать блокировки счета. Для этих целей перечисляются операции, которые вызовут подозрения:
- единовременное снятие крупной суммы, поступившей на расчетный счет только что или в этот же день;
- использование бизнес-карты для снятия наличных;
- снятие средств на прочие цели, которое несоразмерно с ведением бизнеса;
- операции, не имеющие экономического смысла (пример, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью);
- многочисленные вклады, открываемые на сроки до месяца, которые клиент закрывает, а деньги снимает наличными;
- совершаемые без видимых оснований переводы на счета другого банка, где действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т.д.).
В Методических рекомендацияхЦБ по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, например, рекомендуется принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:
- со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховым взносам либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
- фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности. Ну, например, предприятие несколько месяцев подряд при общей величине поступлений в районе 1 200 000 рублей систематически перечисляло крупные денежные суммы (больше миллиона рублей) на счет турбазы с назначением платежа "за проведение выездного корпоратива". Данные операции наверняка вызовут подозрение у проводящих финансовый мониторинг;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие). Например, в организации два расчетных счета. На один счет поступают доходы от оказания транспортных услуг, на другой счет в другом кредитном учреждении приходят доходы от торгово-закупочной деятельности. Оплата аренды и налогов осуществляется с одного расчетного счета.
Чтобы избежать возникновения претензий со стороны банка относительно отсутствия соответствующих ежемесячных платежей по счету, в кредитное учреждение было изначально представлено письмо с указанием на то, что у организации два счета. Было также пояснено, что их наличие продиктовано особенностями ведения финансово-хозяйственной деятельности и экономического анализа и что уплата аренды и налогов осуществляется со второго счета. В доказательство были представлены платежки из другого банка за определенный период.
Многочисленные критерии подозрительности перечислены в уже названных в данной статье Рекомендациях, а также в ПисьмеБанка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", в Методических рекомендацияхо повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утв. Банком России 02.02.2017 N 4-МР) и других документах.
Следовательно, самым разумным будет внимательно изучить названные и другие рекомендации и письма ЦБ, кредитного учреждения применительно к специфике деятельности самого предприятия.
Но, предложим, неприятность все-таки случилась. В этом случае необходимо не нервничать, а спокойно разобраться в происшедшем. Необходимо понять характер возникших претензий. Возможно, банк сразу требует закрыть счет или пока еще речь идет о запросе подтверждающих документов или вообще происходит что-то другое.
Иногда, например, выясняется, что блокируется не сам счет, а лишь дистанционное управление им, если возникли подозрения в проведения сомнительных операций. В этом случае платежки на бумаге могут по-прежнему приниматься (ПисьмоБанка России от 27.04.2007 N 60-Т). Стоит заметить, что некоторые кредитные учреждения бессовестно пользуются сложившимся тяжелым положением клиента и за проведение платежей на бумаге взимают повышенную комиссию. На практике приходилось сталкиваться с фактом, когда стоимость одной платежки в подобной ситуации достигала 500 рублей.
Тем не менее суды при рассмотрении соответствующих споров обоснованно считают, что счет в такой ситуации не заблокирован, операции по нему не приостанавливались, договор банковского счета также не расторгался, соответственно, у клиента имелась возможность распоряжаться денежными средствами на его счете путем предъявления распоряжений на бумажном носителе, оформленных и представленных в банк в соответствии с требованиями законодательства РФ (например, Постановления Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2018 N Ф05-21017/2017, АС Северо-Кавказского округа от 17.10.2017 N Ф08-6928/2017).
Это надо учитывать, формулируя претензии к кредитному учреждению.
Обратите внимание: если приостановлено дистанционное обслуживание счета, то банк должен исполнять платежные поручения, представленные на бумаге. Или иметь мотивированное решение относительно их неисполнения. В противном случае он будет признан неправым (ПостановлениеАрбитражного суда Московского округа от 20.09.2018 N Ф05-14790/2018).
Может быть, речь идет не о блокировке счета, а лишь об отказе в проведении операции, показавшейся банку подозрительной. Например, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановленииот 28.11.2016 N Ф03-5575/2016 в ситуации, когда банк отказался выдать клиенту крупную сумму наличными, указал, что блокирование денежных средств не производилось, общество могло распоряжаться в полной мере своими денежными средствами, находящимися на расчетном счете в банке, в безналичном порядке.
Таким образом, чтобы понять, какое нужно лекарство, необходимо точно идентифицировать симптомы болезни.
Нередко вестником, приносящим плохие новости, становятся телефонные звонки операционистов банка или письма общего содержания со ссылкой на Закон N 115-ФЗ, из которых невозможно уяснить суть проблемы. Совершенно непонятно, что именно вызвало подозрения у проверяющих. На первом этапе приходится довольствоваться и такой информацией, но если уже видно, что ситуация усугубляется, то необходим письменный запрос в банк с просьбой пояснить конкретные причины происходящего.
Отметка банка на вашем запросе, а в дальнейшем - даже самый формальный письменный ответ, - уже большое дело. Эти документы станут основанием для ведения последующей работы с банком, основанием для обжалования.
Если банк требует документы, подтверждающие характер осуществляемых операций, нужно, не откладывая дело в долгий ящик, подготовить необходимый комплект документов, а также письменное пояснение относительно осуществляемой деятельности. Все это нужно сдать по системе "Клиент - банк" или предоставить на бумаге, получив соответствующую регистрацию (отметку) кредитного учреждения в подтверждение принятия документов.
Еще раз советуем не тянуть с ответом. Во-первых, длительная задержка с представлением документации тоже может быть расценена негативно, а во-вторых, если запрос формален, то есть шанс, что доступ ко счету будет восстановлен достаточно оперативно. Поэтому в интересах предприятия сделать все быстро и аккуратно.
На все последующие запросы и требования о представлении дополнительной документации также необходимо отвечать ясно и оперативно.
Практика показывает, что нередко это помогает и счет вновь становится активным.
На заметку. Блокировка может быть неожиданной. Например, если инспекторы решат заморозить счет за декларацию, которую предыдущий главбух не сдал три года назад (подп. 1 п. 3 ст. 76НК РФ). Есть проверенные способы узнать, что счет скоро станет недоступен.
Жалоба. С весны 2018 года в помощь предприятиям и индивидуальным предпринимателям запущен достаточно важный в целях регулирования взаимоотношений с банками по данным вопросам документ, а именно УказаниеБанка России от 30.03.2018 N 4760-У "О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации", а также вступили в силу внесенные в Закон N 115-ФЗ очередные изменения.
Теперь в п. 13.4 ст. 7Закона N 115-ФЗ закреплено право клиента с учетом полученной от кредитной организации информации о причинах принятия соответствующего решения представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).
О том, что финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке, говорится в Информационном письме Банка России от 12.09.2018 N ИН-014-12/61 (п. 2).
Кредитная организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
Если решение банка не устраивает хозяйствующего субъекта, то он вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации. При этом общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя.
Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
После получения банком решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), банк в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.
То есть при достаточной оперативности самого хозяйствующего субъекта в течение 33 рабочих дней уже можно будет получить решение по своим операциям. Срок, конечно, немаленький, но это уже что-то на фоне отсутствия вообще каких-либо механизмов действий и сроков решения.
Еще одном важным документом является ПоложениеБанка России от 30.03.2018 N 639-П. Ведь именно на основе этого Положениядолжны формироваться пресловутые черные списки. И механизма того, как "обелиться" и исключиться из черного списка, не существует до сих пор. А ведь мало того, что каждое лицо может исправиться, одуматься, так еще и достаточно много хозяйствующих субъектов попадают в такие списки по ошибке.
Но если даже специалисты ЦБ не поддержали предприятие в возникшем споре, то все равно не стоит отчаиваться. Оставшиеся варианты сложны и длительны, но они есть.
Ведем бизнес "в обход счета"
Допустим, все наши потуги не возымели действия. Или блокировка законна, а денег как не было, так и нет. Опускать руки не стоит и в этом случае. Спокойно, ничего криминального, "в обход" - еще не значит "незаконно".
Предлагаем топ-5 обходных путей.
1. Попробуйте попросить контрагента (скажем, покупателя), чтобы он вместо вас погасил задолженность перед кредитором. Объясните, что платеж зачтут в счет стоимости отгруженного товара. Ну или что-то похожее... Законодательством такой подход разрешен (п. 1 ст. 45НК РФ). Впрочем, если счет заблокирован за недоимку и выставлено инкассо, просить о такой услуге уже опасно. Статью 199.2Уголовного кодекса РФ мы с вами всуе уже упоминали.
2. Допустим, с контрагентом не получилось. Тогда пусть выручает гендиректор. В смысле, пусть он оплатит товар со своей банковской карты. А траты ему компенсируем, когда счет разморозят. Способ законный, лимитов на покупку не предусмотрено. Главное, чтобы все документы в наличии были: счета-фактуры, накладные, акты, заявление гендира с просьбой возместить затраты на нужды компании, банковская выписка, перечень покупок и связанных с ними расходов, приказ о компенсации затрат сотруднику.
3. При заблокированном счете кредит вам банк, разумеется, не даст. Можно попробовать договориться о займе со сторонней организацией. В договоре пропишите, чтобы заимодавец перечислил деньги не на ваш счет, а напрямую вашему кредитору либо поставщику товаров. Право на вычет НДС компания сохранит, даже если деньги заплатила не через свой счет, а силами сторонней организации (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172НК РФ, ПисьмоМинфина России от 04.09.2018 N 03-07-11/62917). Но будьте осторожны - призрак ст. 199.2Уголовного кодекса РФ "маячит" и здесь - если на счете висит инкассо.
4. Расчет "живыми" деньгами у нас, к счастью, еще не отменен. "Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов", - гласит ст. 140Гражданского кодекса РФ. Однако есть лимиты по суммам: не более 100 000 рублей по одному договору (п. 6Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У). Превышение лимита обернется штрафом на сумму до 50 000 рублей, причем для обоих контрагентов сразу (ст. 15.1КоАП РФ).
О манипуляциях типа разбивания сделки на несколько отдельных контрактов с целью обхода лимита на законных основаниях мы сейчас говорить не будем. В принципе возможно, но уж очень привлекает внимание проверяющих.
5. Наконец, вексель (простой или переводной) - денежное обязательство в виде долговой расписки, по которой векселедержатель вправе получить деньги по номиналу. Вексель просто предъявляют на оплату.
Если же тот, кто выдал вексель, отказывается его погасить, то держатель обращается к нотариусу, а затем в суд.
Споры судьи рассматривают в упрощенном порядке, выносят судебный приказ взыскать средства с векселедателя (п. 2 ст. 227АПК).