Александр Грек, отслуживший долгое время главным редактором National Geographic Россия, где я сейчас работаю – вот так захватываюзе рассказывает про чукотские комиксы на моржовых клыках. Это вам не Человек-паук! У нас свои герои. Например, Ленин.
"Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Иногда, правда, разгадывание изображенной истории напоминает головоломку, в которой без хорошего знания чукотского и эскимосского фольклора разобраться непросто.
Где делали и делают такие комиксы? На самом краю света, на косе, уходящей в Северный Ледовитый океан, стоят несколько одиноких домиков, образуя поселок Уэлен – главный центр косторезного искусства. «Только самолетом можно долететь» – это не про здешние места, самолеты летают лишь до Анадыря.
Из Анадыря через несколько дней можно подобраться поближе – к поселку Лаврентия: оттуда до Уэлена остается всего сто километров, правда, без всяких дорог. Можно больше месяца ждать вертолета. А можно рвануть на попутном вездеходе – часов десять сплошной костотряски. Или морем – на моторке вдоль побережья. Зимой, понятное дело, лучше всего на снегоходах. Если, конечно, двигатель в пути не заглохнет.
Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке – костяного наконечника гарпуна – около трех с половиной тысяч лет. Костяные фигурки, сделанные за тысячи километров к северу от полярного круга, попадали в Северную Америку, Восточную Азию и Японию. Во времена коллективизации, докатившейся в 20-е годы прошлого века и до этих отдаленных мест, примитивное искусство, без изменений сохранившееся с каменного века, признали главным видом творчества местного населения. Из Москвы и Ленинграда на помощь морским охотникам были командированы профессиональные художники. Так возник уникальный художественный промысел, немыслимый в несоциалистическом мире.
Первым наставником-консультантом аборигенов стал искусствовед Александр Горбунков, познакомивший косторезов с карандашным рисунком и обративший их внимание на фольклорные сюжеты. Перемены в косторезном искусстве Чукотки в 1920–1930-е годы наиболее заметны в гравировке на моржовых клыках. С 1930-х годов появляются непривычные нам чукотские сказки и легенды, часто довольно жестокие и без счастливых концов. Не могли не появиться и идеологические сюжеты, посвященные деятельности партийных и комсомольских ячеек, становлению чукотских колхозов. Отдельно стоят несколько шедевров, на которых запечатлены наивные чукотские «Легенды о Ленине» и «Сказки о сильном брате».
А вот полный размер комикса.
А вот и Иосиф Виссарионович.
Вот тут еще немного рассказов Александра Грека про древний чукотский промысел.
Zorkinadventures. Опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.