Найти тему

Лучшая роль Мины Кумари в последнем шедевре Гуру Датта

Господин, госпожа и слуга/ Sahib Bibi Aur Ghulam (1962). Исторический фильм.

 Мина Кумари в образе Младшей невестки (Младшей хозяйки). Источник: https://yandex.ru/images
Мина Кумари в образе Младшей невестки (Младшей хозяйки). Источник: https://yandex.ru/images

В полутьме разрушенного людьми и безжалостным временем дворца смуглые и блестящие от пота рабочие низвергают в прах остатки некогда величественных колонн и выносят обломки и мусор. Но настаёт время обеденного перерыва и рабочие уходят. Среди останков былого великолепия остаётся лишь один руководитель работ — господин инженер Атулия Чакраборти (Гуру Датт). Он устало опускается на одну из опрокинутых монументальных колонн, бывших некогда символом власти тхакуров (помещиков) и им овладевают воспоминания.

Гуру Датт в роли Атулии Чакраборти,   он же Бхутнатх. Кадр из фильма
Гуру Датт в роли Атулии Чакраборти, он же Бхутнатх. Кадр из фильма

Музыка и голоса из прошлого окутывают его сознание и влекут в глубину разрушенных внутренних покоев дворца. В проёме сохранившейся арки видна тонкая упругая ветвь, вся оплетённая обрывками и лохмотьями старой паутины. Также была опутана и красавица Младшая хозяйка дворца (Мина Кумари) старинными родовыми обычаями, душившими её ненасытную жажду любви и счастья. В те годы, когда Атулия был юн и его все звали Бхутнатхом (повелитель призраков) он видел это место во всём блеске его роскоши. А образ Младшей хозяйки не смогли стереть из его памяти ни время, ни заботы, ни любимая жена (Вахида Рехман).

Мина Кумари как Младшая невестка. Кадр из фильма.
Мина Кумари как Младшая невестка. Кадр из фильма.

«Господин, Госпожа и слуга» является виртуозной поэтической адаптацией романа бенгальского писателя Бимала Митры. Не смотря на то, что режиссёром официально считался Абрар Алви фильм был снят в хорошо узнаваемом стиле, свойственном всем работам Гуру Датта с виртуозной игрой светотени, сложными по композиции сценами, снятыми подвижной камерой, насыщенными яркими эмоциями и лицами главных героев, снятых крупным планом, искусно вставленными в сюжет песнями и экспрессионистскими ракурсами.

Дворец  семьи тхакуров Чоудхури. Кадр из фильма
Дворец семьи тхакуров Чоудхури. Кадр из фильма

Тематически и визуально этот последний шедевр Гуру Датта близок «Музыкальной комнате» (1958) Сатьяджита Рея. Оба фильма наполнены романтизированной ностальгией по ушедшей эпохе господства аристократии (тхакуров и заминдаров). И несмотря на то, что кинокартина Гуру Датта выглядит более развлекательной, благодаря обилию остроумных диалогов и забавных ситуаций, а также использованию не классической, а более простой романтической музыки, она затрагивает более широкий круг сложных социальных вопросов. Фактически «Господин, госпожа и слуга» имеет для Болливуда значение исторической вехи, благодаря анализу смены эпох, господствующего класса в обществе и показу зарождения новой современной женщины в образе героини Вахиды Рехман.

Вахида Рехма в образе Джаббы. Источник: https://yandex.ru/images/search
Вахида Рехма в образе Джаббы. Источник: https://yandex.ru/images/search

Действие происходит в Калькутте в конце XIX века и отражает тот переходный период в развитии Индии, когда старые порядки ещё живы, но уже в процессе своего неуклонного разрушения и всё больше сдают позиции новым веяниям. При этом в рамках одной кинокартины Гуру Датт сумел ярко обрисовать 4 разных сословия. Высшее из них — тхакуры — всевластные помещики уходящей эпохи в лице семьи Чоудхури. Они погрязли в гедонистических наслаждениях и совершенно оторваны от происходящего в реальном мире за пределами из роскошного дворца.

Старший хозяин в окружении слуг наблюдает за соревнованиями голубей. Кадр из фильма.
Старший хозяин в окружении слуг наблюдает за соревнованиями голубей. Кадр из фильма.

Чоудхури заняты состязанием голубей, тратой десятков тысяч рупий на свадьбу любимой кошки и пьяные оргии в кругу образованных и искусных в танце куртизанок. Они безжалостно жестоки со всеми от слуг и крестьян до собственных жён. Им нет дела до того, что на улицах полно голодающих нищих, британские солдаты стреляют в толпу, борцы за независимость взрывают бомбы, а передовые умы берутся за реформирование индуизма. Но богатство тхакуров тает с каждым днём буквально на глазах.

Младший тхакур (играет Рехман) с куртизанкой. источник: www.osianama.com
Младший тхакур (играет Рехман) с куртизанкой. источник: www.osianama.com

Второе сословие — бизнесмены. Это трезвые и расчётливые люди, придерживающиеся современных взглядов относительно религии и старых традиций. Они дают образование в равной степени как своим сыновьям, так и дочерям. Этот класс представлен в фильме главой фабрики «Мохини синдур» Сувиноем Бабу и его очаровательной, но очень острой на язык дочерью Джаббой. Их образ жизни диаметрально противоположен тхакурам Чоудхури.

Повар, Сувиной Бабу, Бхутнатх и Джабба. Источник: www.osianama.com
Повар, Сувиной Бабу, Бхутнатх и Джабба. Источник: www.osianama.com

Третий тип людей здесь — слуги и горничные. Одни из них забавны, другие почти фанатично преданы своим господам, третьи коварны и норовят поживиться за чужой счёт. Среди множества подобных персонажей выделяется фигура часовщика. Эксцентричный старик, всю жизнь проводивший в комнате среди старинных на разные лады отсчитывающих неумолимый бег времени часов. Наполовину сумасшедший, наполовину пророк — он зримое воплощение разрушительных процессов во дворце Чоудхури.

Часовщик. Кадр из фильма
Часовщик. Кадр из фильма

И наконец крестьяне, представленные здесь в двух качествах. Одни как измождённые люди, притесняемые тхакурами. Худой бедняк в обнимку с маленьким сыном в последней бессильной злобе выкрикивающий роковое проклятье всему роду Чоудхури. Другие — такие как Бхутнатх, приехавший из обедневшего деревенского дома в шумную Калькутту в поисках работы. Он готов собственными руками и честным трудом создать своё светлое будущее.

Бхутнатх (Гуру Датт). Кадр из фильма
Бхутнатх (Гуру Датт). Кадр из фильма

Покинув родной дом и попав в совершенно незнакомую и мало понятную среду, Бхутнатх смотрит на всё широко открытыми глазами и с готовностью открывает свою душу перед каждым, кто относится к нему с участием и заботой. Неслучайно он влюбляется в двух разных до степени противоположности женщин: дочку своего работодателя Джаббу и Младшую невестку тхакуров. Эти отношения являются ключевой романтической изюминкой сюжета. Земная любовь к привлекательной умной и отвечающей взаимностью юной особе. И нежная дружба, больше похожая на высокое платоническое чувство, но с вкраплениями плотской чувственности к зрелой, но невероятно притягательной в своей непостижимости и недоступности женщине.

Мина Кумари как Младшая невестка. Кадр из фильма
Мина Кумари как Младшая невестка. Кадр из фильма

Образ Младшей невестки семьи Чоудхури неотделим от великолепной роскоши дворца, от той ночной тайны, что обволакивает её своим покровом. Этот образ тёмный, даже мрачный и в то же время прекрасный, поэтому он так притягивает к себе и отталкивает одновременно.

Бхутнатх и Младшая невестка. Источник: https://yandex.ru/images/search
Бхутнатх и Младшая невестка. Источник: https://yandex.ru/images/search

Само название фильма очень символично и на первый взгляд очень точно соотносится с тремя ключевыми персонажами истории. «Господин» — Младший тхакур а в широком смысле весь род тхакуров Чоудхури. «Госпожа» — жена, Младшая невестка. И слуга - Бхутнатх. Но при более детальном рассмотрении становится понятно, что всё сложнее. Господин, конечно, хозяин над своими людьми, но раб как собственных порочных страстей, так и внешних обстоятельств. А Бхутнатх, начав свой путь в Калькутте с мелкого служащего на фабрике, постепенно выбивается в люди, становясь хозяином (господином) собственной жизни и начальником над другими людьми.

«Господин» — Младший тхакур в исполнении Рехмана . Источник: https://www.osianama.com
«Господин» — Младший тхакур в исполнении Рехмана . Источник: https://www.osianama.com

Младшая же невестка — госпожа — центральный и самый сложный персонаж. Её образ неоднозначен и по-разному воспринимается героями фильма. Для упитанной и глуповатой средней невестки — она дурёха, не умеющая получать удовольствие от своего высокого статуса. Для своего мужа — она совершенно обычная и ничем для него не интересная женщина, которая согласно традиции должна относиться к своему мужу, как к земному воплощению божества. Для Бхутнатха же она волшебное, эфирное создание, находящееся вне пределов его досягаемости.

Источник: Источник: https://yandex.ru/images/search
Источник: Источник: https://yandex.ru/images/search

Но на самом деле Младшая хозяйка — женщина, опередившая своё время. Она не согласна мириться со своей унылой участью и готова бороться за внимание мужа и своё личное счастье, даже если ради этого придётся нарушить суровые правила женской половины дома. Но не каждая борьба оканчивается успехом. И вековые устои в своём страшном разрушении зачастую готовы погубить в своих глубинах отчаянных борцов.

(с) Падмини (Анна Воронова)

Мина Кумари. Кадр из фильма.
Мина Кумари. Кадр из фильма.

Другие статьи по теме: