Найти тему
Paylight Music

Понятие планов в музыке

Планы - это глубина звуковой сцены в музыкальной записи (фонограмме) и расположение конкретной музыкальной партии в воображаемом звуковом пространстве: близко, совсем перед слушателем, далеко, на приличном расстоянии от слушателя, и на любом расстоянии между этими отсчётами.
В образовательных целях мы обратим внимание только на
ближний, средний и дальний планы.

Кроме глубины звуковой сцены важное значение имеет и её ширина, а также ширина в пространстве каждой отдельной партии. Можно ещё упомянуть объём воображаемого пространства, занимаемый музыкальным инструментом. Но в данной статье мы проанализируем только звуковые планы.

Примеры для анализа представлены из небольшого отрывка электронной музыки.

Шаг 1. Разберём отдельные партии: drums, bass, soundscape, vocal.

Drums (барабаны) - две петли (sample loops), играющие как бы в разных "виртуальных комнатах" (Rooms), но хорошо работающие вместе при наложении одной партии на другую. В первой трети звукового примера на среднем удалении от слушателя (среднем плане) играет первый loop, во второй трети примера - на дальнем плане второй loop, в финальной трети - обе барабанных петли вместе. Объединение двух барабанных партий, звучащих на разных планах создаёт, в том числе, и ощущение глубины звуковой сцены.

Bass (бас) - "оркестровая педаль", слышится в пространстве как чуть дальше, чем близко. Между ближним и средним планами.

Soundscape - создаём музыкальный фон тремя партиями: Rhodes, Piano и что-то неопределённое, "размытое" эффектами. Хитрость в совмещении отдельных нот слева и справа на среднем плане и "хвоста" эффектов и отголосков партий на дальнем плане. В результате, с точки зрения пространства получаем разреженный и воздушный вариант некоторого звукового ландшафта с ощутимой глубиной.

Vocal - по замыслу вокал заполняет все свободное музыкальное пространство эффектами (реверберация, эхо), что украшает и подчеркивает дальний план, но при этом сам звучит достаточно близко, на переднем плане.


Шаг 2. Теперь объединим все партии вместе.

Mix - результат микширования, все партии звучат вместе и сообща создают музыкальное пространство (глубину и ширину звуковой сцены).

Minus - микс без вокальной партии.