19 ноября этого года, руководство Республики и компания АО "Синара-транспортные машины" подписали соглашение о развитии трамвайного транспорта в Уфе, сроком на пять лет. Учитывая тенденции в основном европейских стран в развитии трамвайного транспорта, власти пытаются следовать трендам, да и главный Урбанист всея Руси Илья Варламов, так же постоянно восхваляет данный вид транспорта. Но вот только насчёт Уфы, они скорее всего ошибаются и вот почему!
Когда-то давным-давно трамвай ходил по одной из центральных улиц города Проспект Октября. Таким образом соединяя, как принято говорить Северную и Южную часть города. Но власти посчитали, что нужно отдать приоритет автотранспорту, тем более на Проспекте постоянно были проблемы с пробками и заторами, и избавились от трамвая, который уже начал устаревать и не пользоваться такой популярностью. Трамвайное кольцо же стало новым жилым комплексом, на 30 этажей, ибо: "Нужно больше многоэтажек".
Правда, ещё раньше, совсем в давние времена трамвай ходил по улице Ленина, аж до Гостинного двора, но ходит слух, что одному местному чиновнику не нравился звон трамваев, именно поэтому его убрали.
Теперь же власти хотят вновь восстановить трамвайную линию, соединияющую Северную и Южную части города, а потом и все остальные. И вот возникает вопрос: Как это делать? Ведь одна из главных проблем города - это необдуманная застройка, при этом транспортная инфраструктура не соответствует такой застройке.
Если обратиться к карте города и внимательно её изучить, то можно заметить, что в любую часть города, ведут две или три улицы (а иногда и одна, как в Нижегородке) по которым курсирует основной поток транспорта. Например, если вы хотите попасть в Сипайлово, то у вас по сути два пути, либо спуск с Проспекта Салавата, на улицу Сипайловскую, а затем на улицу Жукова, либо с Седова опять также на улицу Жукова, или же через Сипайловскую, потом Бикбая и снова на Жукова.
То есть, как бы вам не хотелось, но у улицы Жукова нет альтернативы, поэтому там и собираются все основные пробки.
Аналогично и в других районах: попасть в Черниковку, можно либо через мост в конце Проспекта Октября, или через мост в створе улиц Невского и Уфимского шоссе (крайний вариант объезд через район Инорс), попасть в Дёму - либо по Дёмскому шоссе, или в объезд через Затон, Затон аналогичен Дёме, только через Затонский мост потом по Затонскому шоссе (или Проспект Дружбы народов, который соединяется с шоссе перед мостом) или же через ту же Дёму...
Да и в Центральной части города ситуация не лучше! Проспект Октября, вроде бы дублируется улицами Российской-Комсомольской, но это не спасает, так как на данных улицах нет прямого выезда на ту же Черниковку. Улица Цюрупы постоянно перегружена, а Ленина и Карла Маркса не могут быть полноценными альтернативами, так как чтобы попасть на эти улицы, нужно проехать или пересечь улицу Цюрупа. Аналогичная ситуация, с Зелёной Рощей, Белореченским и другими восточными микрорайонами, в которые чтобы попасть нужно проехать перегруженную улицу Менделеева...
Теперь же о трамвае, которые считается современным и экологичным транспортом. Как всем известно, для движения трамвая нужны: трамвайные пути (рельсы) и провода по которым поступает электричество. Получается, что трамвайные пути нужно прокладывать по какой-либо дороге, а значит на данной дороге будет тормозиться транспортный поток. Что явно не вызовет положительного отклика у граждан! Вторая же причина, почему многие выступают против прокладки путей достаточно проста, шум и грохот. У меня есть дальние родственники, которые давно живут на Проспекте Октября, так вот когда трамвай ещё ходил, то при каждом его проезде дом слегка потряхивало. Конечно все обещают бесшумные рельсы, но их уже устанавливали и ничего с шумом не изменилось...
Но одно дело Центр, где нужно прокладывать пути по дороге, а совсем другое - это отдалённые районы вроде Дёмы и Затона. Сейчас к ним ведут широкополосные дороги и если прокладывать трамвайные пути, то прощай по одной полосе в каждую сторону. С учётом действующей загруженности нужно снова расширять дорогу, особенно в Дёмском направлении, но не стоит забывать, что оба района находятся не просто за основной частью города, а за рекой. Из этого следует, что пути нужно укладывать на мостах, на которых постоянно проходят заторы. Плюс сложные развязки на подъездах к мостам, например, круговое движение, что соединяет Пархоменко с Галле и с Затонским Шоссе. Там и без трамвая проблем хватает, а что будет если он там появиться...
И не стоит забывать ещё про один фактор - это ДТП. Которые постоянно происходят на дорогах города. Так что случается если ДТП происходит в том участке, где располагаются трамвайные пути?! Правильно, вся ветка встаёт и ждёт вместе с участниками ДТП приезда сотрудников ГиБДД. А если не Дай Бог Трамвай становиться участником ДТП, то в этот день трамваи ходить точно не будут...
Ещё почему-то забывают, что у нас есть такое время года как зима. И зима бывает разной, холодной и малоснежной или наоборот достаточно тёплой и с обилием осадков. А как известно многим жителям города, техники у нас вечно не хватает, убирать снег не успевают, объёмы большие, а тут ещё чистить надо трамвайные пути...
Может, конечно я слишком придирчив, и на мой скромный взгляд делать основную ставку на трамвайный транспорт нерационально. При той плотной застройке, что по-прежнему происходит в городе, трамвай скорее будет тормозить поток, а не решать транспортную проблему. Плюс к этому сложный рельеф самого города.
Единственный маршрут, который можно было бы проложить, который не будет мешать автомобильному потоку - это проложить пути по всей Набережной. Начиная от Сипайлово и далее по берегу, вплоть до железнодорожного моста. Конечно транспортную проблему эта ветка не решит, но может быть привлекательной с точки зрения туристического маршрута по руслу реки Белой. Плюс жителям Кузнецовского Затона будет проще добираться до Монумента, а то там и так вечные пробки.
Реальным же решением транспортной проблемы, может быть только тот вид транспорта, который не имеет пересечения с автомобильным потоком. А это либо метро подземно-надземной, либо надземная монорельса. Строить метро в нашей стране умеют, в том числе и в сложных местах, пример тому Питерское метро. Но все это конечно же делать никто не будет и скорее всего проект Скоростного трамвая так же не осуществиться, а вот бюджетные деньги по традиции уйдут...
А как вы относитесь к трамваю?! Часто ли им пользуетесь?! Скоростной трамвай способен решить транспортные проблемы?! Как в Ваших городах обстоят дела с трамваем (если вы не из Уфы)?