Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и перенесли наше итоговое сочинение, установив срок его проведения не ранее 5 апреля 2021 года. Прямо скажу: если бы я была выпускником, то надеялась бы на то, что сочинение и вовсе отменят, потому что нет никакого резона усложнять жизнь 11-классников во время пандемии. Уже с 24 мая начинается основной период сдачи ЕГЭ. 24 мая запланирован экзамен по литературе, 27 мая должен пройти самый массовый экзамен - по русскому языку. Извините за сравнение, но получается, что вместо 3 месяцев нужно будет вынашивать сочинение целых 8 месяцев, параллельно готовясь к ЕГЭ по нескольким предметам, чтобы затем родить всех разом. Даже в природе такого не бывает... Возможно, нет гарантии, что и ЕГЭ пройдет в срок.
Несмотря на изменения, хочу поделиться с вами своим опытом подготовки к тематическому направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения". Материал необычен тем, что для аргументации использована не художественная литература, а публицистика - статьи психологов, рассчитанные на массового читателя.
Примерные темы итогового сочинения по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"
1. Каковы культурные предпочтения современного человека?
2. Какую роль играет культура в жизни современных людей?
3. Можно ли утверждать, что в жизни человека 21 века чтение продолжает занимать важное место?
4. Современные молодые люди - кто они?
5. Каковы отличительные черты людей нового поколения?
6. В чем сходства и различия между современными людьми и их предшественниками?
7. Без чего современные люди не представляют своей жизни?
8. Как молодое поколение повлияет на будущий мир?
9. Каковы нравственные ориентиры современных молодых людей?
10. Изменились ли духовные ценности современных людей?
11. Согласны ли Вы с высказыванием древнегреческого философа Аристотеля: "Судьбы империй зависят от воспитания молодежи"?
12. Как Вы понимаете высказываение И. В. Гёте: "Хотя мир в целом движется вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала"?
13. Как Вы прокомментируете высказывание индийского писателя Р. Тагора: "Беспредельная надежда и энтузиазм - главное богатство молодости"?
14. Согласны ли вы с высказыванием писательницы Г. Н. Щербаковой: "Молодежь во все времена одинаковая"?
Каковы отличительные черты людей нового поколения?
Каждое новое поколение чем-либо отличается от предыдущего и одновременно наследует черты предшественников. Сегодня быстрое развитие научных технологий приводит к резким переменам в жизни людей. Меняются мироощущение человека, его сознание, способы общения, отчасти - жизненные ценности.
Каковы же отличительные черты людей нового поколения? Для ответа на этот вопрос обратимся к статьям современных психологов.
Мое внимание привлекла публикация специалиста по психологии образования В. П. Урлаповой "Размышления о поколении Z" (2018). Автор знакомит нас с созданной в США теорией поколений. Согласно этой теории поколения сменяют друг друга циклически, примерно через 20 лет. Смена образов людей, олицетворяющих разные эпохи, подобна смене времен года. Если говорить о современной молодежи, то ее можно отнести к так называемому поколению Z ("зимнему"). Главная отличительная особенность поколения Z - рождение его представителей в цифровую эпоху, жизнь с гаджетом в руке. Естественно, что постоянный доступ к виртуальному миру, Интернету несколько изменил качества личности.
Так, Урлапова отмечает, что современные молодые люди привыкли к ярким, быстро сменяющим друг друга визуальным образам, вследствие чего их внимание стало легко переключаемым, трудно удерживаемым. Подросткам сложно сосредоточиться на одной задаче или высидеть 40 минут на уроке, им нужна постоянная смена деятельности и впечатлений. Из-за доступности любой информации школьники не стремятся хорошо запомнить учебный материал, они нацелены лишь на поиск каких-либо сведений, знания ребят часто фрагментарны, не осмыслены, не приведены в систему. Последствия такого подхода к приобретению знаний могут быть печальными: если человек не будет осознанно, критически воспринимать информацию, он рискует стать объектом манипуляций, утратить личность, предупреждает психолог.
В результате зрительного восприятия информации подростки не могут выстраивать длинные мыслительные цепочки, следить за ходом длинных рассуждений, работать с большим объемом информации. Молодые люди стали меньше читать. Автор приводит следующую статистику: сегодня обычный старшеклассник читает менее 1 книги в месяц, что в 4 раза меньше, чем в 1990 году. Вместо понятийного мышления у школьника развивается мышление клиповое, лишенное целостности и напоминающее лоскутное одеяло. Клиповое мышление необходимо для мгновенного действия в экстремальной ситуации, но не подходит для решения долгосрочных задач, не позволяет создать масштабное видение обстановки. Как следствие, молодые люди часто не способны взять ответственность на себя, инфантильны. Да и растут они в условиях гиперопеки.
Не любят современные дети и творчество. Тихие, интровертированные (обращенные внутрь себя), интересующиеся больше внутренними переживаниями, чем внешними событиями, в будущем они, как кажется, должны были бы развивать науку и культуру. Но нет: живя в мире готовых решений, пресытившись организованными развлечениями, они не видят необходимости прибегать к творческому поиску, их ничем нельзя удивить. Непрерывная внешняя стимуляция - экранная и развлекательная - делает молодежь зависимой и пассивной. На такого вот пассивного потребителя и рассчитана индустрия развлечений. Люди разучились оставаться наедине с собой, так что новому поколению не суждено стать поколением ученых, музыкантов или художников, с сожалением заключает автор.
Что же любят подростки? Компьютерные игры! Урлапова замечает, что они в корне отличаются от ролевых. Правила компьютерных игр заданы извне, для их выполнения не нужно прикладывать волевых усилий, за тебя все сделает программа. Только живые игры способны развивать волевые качества, самомотивацию, формировать активную жизненную позицию, считает психолог.
Опасно и чрезмерное виртуальное общение. Подросткам не хватает эмоционального контакта с людьми, повышается тревожность, может сформироваться депрессия и опустошенность. Современное поколение лишено эмпатии, разучилось сопереживать, а значит, и строить отношения. Из-за слабых социальных связей у подростка не складывается общение со сверстниками, он не учится разрешать конфликты. Отношения людей становятся поверхностными и ненавязчивыми, все меньше напоминают дружбу или семейное единение. Такие отношения безопасны, требуют меньше усилий, но не обогащают личность. Повзрослев, представители нового поколения, скорее всего, будут меньше стремиться создавать семьи (уже сегодня появились гостевые браки), будут избегать близкого общения и ответственности. Люди не находят нужных эмоциональных ресурсов, чтобы поддерживать друг друга в трудную минуту.
Урлапова приходит к выводу, что глобальная информатизация оказала на современных людей больше разрушительное, чем созидательное влияние. "Как таковое личностное начало - автономное, творческое, думающее, рефлексирующее - во всем этом грандиозном процессе изменения сознания постепенно нивелируется, сходит на нет," - пишет автор. По мнению психолога, "массовой интеллектуальной деградации молодого поколения в масштабах всей нации" должно противостоять образование, которому следует не подстраиваться под меняющийся виртуальный мир, а противостоять ему, делая упор на формирование личностных качеств подростка.
Итак, Урлапова дает подробный анализ черт нового поколения: равнодушие к общественной жизни, склонность к неосознанному и лишенному системы приобретению знаний, подверженность манипуляциям, клиповое мышление, отсутствие любви к чтению и творчеству, пресыщенность, неспособность противостоять тяге к развлечениям, нести отвественность, сопереживать окружающим, дружить, заботиться о семье. Однако, на мой взгляд, статья представляет собой лишь прогноз и предупреждение: перечисленные особенности проявляются у сегодняшних молодых людей, но лишь частично, присущи далеко не всем. Чтобы осветить проблему полнее, обратимся ко второй статье - исследованию психологов Н. В. Богачевой и Е. В. Сивак "Мифы о «поколении Z»" (2019). В работе рассматриваются примерно те же черты нового поколения, но выводы авторов более оптимистичны.
Опираясь на данные многочисленных исследований, Богачева и Сивак приходят к заключению, что особенности, приписываемые современным подросткам психологами и журналистами, не подтверждены научными данными. Авторы показывают, что иногда результаты исследований могут быть весьма противоречивыми, что их по-разному истолковывают. Например, одни специалисты обращают внимание на то, что старшие школьники социально неактивны, и объясняют поведение подростков снижением критического мышления, а другие замечают, что, судя по опросам, молодые люди меньше, чем взрослые, доверяют стереотипам, в том числе рекламе, а это как раз свидетельствует о развитом критическом мышлении и осторожном, продуманном поведении.
По словам авторов, некоторые из перечисленных особенностей присущи подросткам всех времен и не уникальны для поколения Z. Так, более низкий, чем у взрослых, уровень развития произвольного внимания у школьников можно назвать нормой. Со временем эта психологическая особенность молодых людей изменится: ученые поясняют, что согласно новейшим исследованиям мозг человека развивается до 25 лет и взросление происходит более долго и сложно, чем полагали раньше.
Отдельные черты характерны как для подростков, так и для взрослых, поскольку являются реакцией на современную среду с ее виртуальным общением и многозадачностью. Например, зависимость от гаджетов, неспособность долго находиться наедине с собой, погружаться в чтение объемных книг была выявлена не только у ребят, но и у взрослых - их родителей. Когда людям был предложен эксперимент - провести 6 - 15 минут без смартфона, участники исследования испытывали негативные эмоции или вовсе нарушали условие (таких было 32 %), причем одинаково вели себя и подростки, и люди более старшего возраста. Несмотря на то что современных молодых людей называют "цифровыми детьми", "цифровыми аборигенами", оказалось, что по уровню освоения информационных технологий они не отличаются от своих родителей и учителей.
Среди характерных качеств нового поколения Богачева и Сивак выделяют умение пребывать в условиях многозадачности, неспособность переносить одиночество без внешнего стимула, индивидуализм, стремление к успеху и материальному благополучию, привычку как к наслаждениям, так и к самоограничению из-за осознания риска, прагматичность в обучении, нежелание тратить свое время на то, что не пригодится в будущем. Но авторы утверждают, что распространенные мнения взрослых о подростках можно смело назвать "мифами". Это "мифы", что молодые люди не удерживают внимание, не способны критически мыслить, склонны к тревоге и депрессиям, меньше общаются со сверстниками, не читают книги, проявляют прагматизм в ущерб духовности. "Поколение Z - просто подростки, живущие в современном мире. Слишком рано говорить о них как о специфическом поколении," - подводят итог психологи.
В заключение хочу сказать, что важная составляющая нашей жизни - это всё же преемственность. Несмотря на то что времена и способы жизнедеятельности меняются, хочется верить: ядро человеческой личности остается неизменным. Человек продолжает тянуться к знаниям, истине, ценить личностное общение как средство единения людей, ожидать и давать эмоциональное тепло, учиться взаимопомощи. Вот почему любое рассуждение об отличительных чертах поколения будет условным.
__________
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ по литературе проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!