Покажи, с чем работал до этого
Начнем с подготовки. Составь привлекательное портфолио, чтобы потенциальный заказчик влюбился в него с первого взгляда. Ты можешь быть классным специалистом, но, к сожалению, на слово мало, кто поверит, нужны доказательства.
Если ты только в начале своей фриланс-карьеры и готовых кейсов пока нет, то всегда можно либо взять несколько заказов бесплатно (ради пункта в портфолио), либо сделать пару проектов для несуществующих фирм (или для компаний, которые этого не требуют). В любом случае, заказчик должен на конкретных примерах понимать, на что ты способен.
Будь внимателен к ТЗ
Если ты заманил заказчика с помощью портфолио, и он заинтересован в твоих услугах, не стоит терять бдительность. Это не завершение, а только начало выстраивания правильных отношений с потенциальным постоянным клиентом.
Удивительно, но не все (по статистике, больше половины) фрилансеры внимательно читают, что от них требуется. Заказчики обычно с трепетом относятся к своим проектам, поэтому хотят, чтобы с ними аккуратно работали умелые руки. Внимательно прочитай ТЗ и не стесняйся уточнять спорные моменты. Так клиент поймет, что тебе можно доверить свой заказ.
Не забывай о сопроводительном тексте
Кроме ТЗ, некоторые работодатели пишут сопроводительные письма. Опытные заказчики, чтобы не тратить время на диалоги с низко квалифицированными специалистами, оставляют в тексте проверку на пригодность фрилансера для выполнения своего проекта, а именно — вопросы/просьбы в конце письма, которые требуют определенного ответа или действия. Например: “В ответе пишите цену и сроки выполнения работы” или “Вместе с резюме пришлите 3 примера своих работ” и пр. Важнее зачастую не то, что конкретно ты отправил, а в сам факт ответа. Так работодатель понимает, что ты действительно читал задание.
Будь на связи
Ты внимательно ознакомился с текстом сопроводительного письма, отправил всё необходимое. Молодец! Но не забывай в отклике на заказ указывать контактную информацию, чтобы работодатель связался с тобой в случае согласия на сотрудничество. В идеале, предоставить клиенту выбор способа связи и указать несколько данных: например, e-mail, Skype или номер телефона с указанием предпочтительных мессенджеров — WhatsApp или Telegram.
Также не забывай о скорости ответа на сообщения работодателя: чем быстрее, тем лучше. Клиент, как девушка в отношениях, не любит, когда ему долго не отвечают. Он начинает себя накручивать и переживать, всё ли у вас с ним в порядке.
Сразу определись, что между вами
В начале общения с работодателем решите, как будете обращаться друг к другу: на “Ты” или на “Вы”. Лучше уточнить это сразу во избежание казусов при дальнейшей коммуникации. Начинай с “Вы”, а там уже разберетесь.
У многих фрилансеров возникают проблемы с субординацией (обычно где-то в середине проекта), когда происходит резкий скачок на “Ты”, а потом обратно на “Вы”. В принципе, ничего страшного, но клиенты обращают на это внимание. Не забываем, что в выстраивании коммуникации с клиентами наша цель заключается не только в получении проекта, а затем и обещанной за работу суммы, но и в убеждении заказчика, что ты фрилансер его мечты, с которым он будет готов пойти на долгосрочное сотрудничество.