Найти тему
Юлия Хоменко

Родосский Великан

Так представляли западноевропейские художники 16 века. Колосс Родосский.
Так представляли западноевропейские художники 16 века. Колосс Родосский.

Бронзовый колосс, воздвигнутый в 285 году до нашей эры на греческом острове Родос в Средиземном море и причисленный опять же к Семи чудесам света, в описаниях людей, видевших его, выглядел как человек гигантских размеров. Его высота составляла 70 локтей, или около 40 метров, голову обрамлял венец из <<солнечных лучей>>, в поднятой к верху правой руке он держал горевший факел. Сами жители называли его богом солнца Гелиос.

К созданию статуи предшествовало одно историческое событие. В 302 году до нашей эры македонский царь, успешный полководец Деметрий Полирует напал на Родос, но взять штурмом город, окружённый крепостными стенами, ему не удалось. И он велел соорудить несколько осадных машин, а самую большую, подобную башне, поставить на колеса. Она была почти тридцатиметровой высоты. Её тотчас прозвали <<погубительницей городов>>. С помощью этого необычного осадного тарана Деметрий надеялся пробить в стене брешь. Осажденные, увидев приближавшуюся с грохотом высокую башню, поняли, что настал их последний час и стали усердно молиться богу солнца. Они просили у него защиты, обещая увековечить его облик. И он их услышал. Согласно преданию, перед башней неожиданно возникла огромная яма, куда башня свалилась и развалилась. Нападение было сорвано. Царь, удивлённый происшествием, согласился заключить с родосцами мир.

В знак благодарности своему богу и в память о радостном событии родосцы решили возвести статую бога солнца. Её хотели создать необычной величины, на много выше напугавшей их осаждавшей башни. Эту работу они поручали известному скульптору того времени Харесу из Линдоса, считавшегося учеником Лисиппа. Родосцы продали остатки башни осадных машин и собранные деньги отдали ваятелю. Почти сразу начались споры, где лучшее место для статуи - в центре города или на берегу.

В это время Харес начал создавать фигуру с ног. Когда металлический каркас для них был готов, он велел рабочим рядом возвести земляную насыпь. По мере роста фигуры росла и насыпь. Внутрь полых ног статуи для устойчивости бросали камни, глину, вокруг них также насыпали землю, чтобы они не раскачивались. Статуя поднималась, обретала черты человека, а отцы города всё ещё не могли договориться о том, где ее ставить и какая от нее польза.

Когда все было закончено и земляные насыпи убрали, то перед жителями города возник блестевшие золотом гигантских размеров человек. Он поражал своей мощной атлетической фигурой. Его было видно со всех точек горда и с моря.

По дошедших до нас противоречивым сведениям, фигура Колосса могла стоять в двух местах: либо на возвышении в центре города, либо в гавани, где ее могли видеть проплывающие мимо иностранные моряки, я как понимаю она была как маяк. По одной из версий, совершенно фантастической, статуя с широко расставленными ногами установили над входом в гавань. И якобы между ногами, как между воротами, проплывали корабли. Именно таким Колосса изобразили многие западноевропейские художники 16 века. Таким он остался в памяти людей.

Как бы там ни было, на сооружение Родосского колосса ушло 12 лет, потрачено около десятки тонн металла, в основном бронзы. Но статуя простояла недолго, ~60 лет. Землетрясение 220 году повергло ее ниц. У колосса подогнулись колени, и он разволился.

В таком состоянии пролетела не одну сотню лет, пока в 7 веке арабский наместник, правивший на острове, не продал сохранившиеся бронзовые ее части одному купцу. И остатки бога на 900 верблюдах увезли в Сирию на переплавку.

Остров Родос сегодня. Вдали виднеется гавань, где, по преданию, стала фигура бронзового Колосса
Остров Родос сегодня. Вдали виднеется гавань, где, по преданию, стала фигура бронзового Колосса