Лучший способ дискредитировать
любую идею - довести ее до абсурда.
(В.И.Ленин)
Мы ни в коем случае не против торжества демократии во всем мире, поэтому понимаем озабоченность наших западных друзей и партнеров окраинами постсоветского пространства.
Однако некоторые подходы к приобщению народов Восточной Европы к новым ценностям представляются несколько устаревшими и требующими корректировки. Что это за подходы?
1. Считать местное население наивными туземцами
В свое время помощник президента США Дженнифер Псаки обещала направить американский флот к берегам Беларуси. Жаль, что это не состоялось. В противном случае миссионеры бы увидели, что менять общественный строй где-нибудь в лесах Амазонки и в центре Европы - не одно и то же.
В диких джунглях еще можно убедить аборигенов в преимуществах демократии. Особенно, если в реках исчезла рыба, а по берегам перестал расти маис. С белорусскими поморами ситуация совсем другая.
Племена Амазонки разбросаны друг от друга на сотни километров непролазных джунглей, так что представители разных племен имеют весьма поверхностное представление о быте друг друга.
Но белорусы активно контактировали с другими представителями человеческой расы. В том числе из тех мест, где уже побывали миссионеры и где уже были заметны результаты демократических преобразований. Взять, к примеру, Прибалтику.
Можно долго слушать местных политиков об ужасах коммунизма, но факт остается фактом - с момента декоммунизации прибалтийские страны уверенно теряют население. Так что скоро там останутся только политики. Вот и размышляют белорусские поморы, жаря свежевыловленную барабульку, ради кого все это затевалось. Ради угнетенных коммунистами людей, которые теперь покидают берега Балтики, или ради политиков, в одиночестве осваивающих европейские фонды?
Ведь если сейчас белорусские моряки могут поставлять в Россию шпроты в неограниченном количестве, то потом ситуация может измениться. И наглядный пример тому - та же Прибалтика.
Вполне возможно, что белорусский рыбак и не любит большого восточного соседа. Но соседа и не надо любить - для этого есть супруга и дети. Однако лицом мудрый белорус повернется к тому, кому он сможет что-то сбыть - свою продукцию или свой труд. Но, быть может, все не так плохо и Прибалтика - лишь исключение?
К сожалению, не исключение. По данным британской статистики, по количеству иммигрантов на Туманном Альбионе с огромным отрывом лидируют Польша и Румыния. Обе диаспоры доминируют не только на британской воле, но и на британской зоне.
Так что не стоит держать белорусов за наивных туземцев - всем все видно. А в ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят, каши не сваришь.
2. Кадровый вопрос
Лидер, который поведет за собой сограждан, предварительно убедив их в необратимости перемен, должен обладать неординарными способностями. В определенном смысле, у такого человека должна быть особая, подвижная психика.
Но не настолько же подвижная, как у г-жи Тихановской. Мы неоднократно читали в интернете, что наши западные друзья и партнеры сами не на шутку встревожились за ее состояние. Даже британским психологам пришлось подключиться. Вроде подлечили, но зачем-то решили проверить ее IQ. И сделали неутешительный вывод: этот человек не может вести за собой массы в светлое будущее. Поздно спохватились...
Вот и нянчится теперь с г-жой Тихановской весь Старый Свет, по очереди награждают всяким премиями, лишь бы осложнение не наступило.
Даже на Нобелевскую премию мира рекомендовали. Но там шансов маловато, там на очереди Грета Тунберг. Ее не попросишь переждать годик и пропустить Тихановскую вперед - у экоподростка тоже подвижная психика. Не поймет. Она на днях на самого Трампа наехала, предложив ему "уняться с выборами". Что будет с Тихановской?
Понимая провал с Тихановской, виднейший литовский русофоб Марюс Лауринавичюс с грустью заметил, что слова этой никому не известной домохозяйки ничего не значили ни раньше, ни сейчас.
Мы рассмотрели только два момента, которые, по нашему мнению, затрудняют процесс распространения демократических ценностей на берегах неспокойного белорусского моря.
Просим читателей поделиться своими соображениями о том, чем мы можем помочь западным друзьям в их благородной миссии - сделать счастливей жизнь наших братских народов.