Найти тему
Олег Чекрыгин

Разборка. ев.Ин глава 21, последняя

Оглавление

Многие («подавляющее большинство» ученых) считают 21 главу дописанной позже на основании как раз наличия завершающих стихов 30-31 главы 20 – и так это и выглядит. Однако, лично я думаю, что составители евангелия спохватились дописать 21 главу, обнаружив после завершения 20-й, что упущен один очень важный эпизод – и решились им евангелие столь неловко дополнить, что 21 глава выглядит напяленным на корову седлом.

Тем не менее, само содержание первых 14 стихов настолько важное, что его вряд ли можно считать выдуманным и нарочно приписанным к евангелию позже. Вглядимся в этот эпизод повнимательнее, чтобы понять его значение для учеников Иисуса.

«1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых».

Ученики НЕ УЗНАЛИ Иисуса! Было сделано множество попыток объяснить это, но все они выглядят довольно жалко и натянуто. Например, еще было темно – но у костра-то темно уже не было. И проч. в том же роде. Однако, и позже они так и не могут Его узнать, но считают, что это Господь по тем чудесам, которые Он совершал при жизни и опять совершил: велел закинуть сеть и поймалось множество рыб; вышли с рыбой на берег, а там уже и костер горит,и рыба к обеду пожарена без сети и лова – но так и не узнают, а спросить не смеют: «кто Ты? – ЗНАЯ, что это Господь». И заканчивается этот эпизод опять подведением черты под ним совершенно ясной и определенной: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» - все, точка, на этом повествование об этом явлении закончено.

Однако, глава продолжается, и на этот раз настолько неловко, что обнаруживает все признаки приписки гораздо более поздней, с целью, опять-таки, вполне сиюминутной и политической: утвердить особую власть апостолов от Петра и до последующих церковных иерархов на ПАСТЫРСТВО: паси овцы моя. Этим Иисус опять себе противоречит: «И будет едино стадо и Един Пастырь», имея в виду только себя и никого более. Так что все в главе 21 со стиха 15 по 23 является заказной припиской к евангелию гораздо более поздней чем первоначальный текст – я лично так думаю.

Вернемся, однако, к происшествию первых 14 стихов о «третьем» явлении Иисуса. К чему все это загадочное происшествие с так и не узнанным учениками Иисусом? Думали-гадали веками но так ничего путного и не придумали. Решили, что, наверное, воскреснув, изменился до неузнаваемости. Однако, в первые-то два раза они Его узнали, а тут – на тебе, незадача. И потому проще оказалось списать вообще эту главву как позже дописанную, но тогда слетает и указание о пастырстве священства: паси овец Моих. Ну, так и бросили, как есть: раз Святая Церковь считает это истиной, то так оно и есть – отговорка, которая годится для недоумков, но критики не выдерживает даже самой поверхностной.

Однако, в другом евангелии – от Фомы – написанном в виде разрозненных, не связанных между собой «логий», имеется логия 12, которая, как мне кажется , проливает свет на это происшествие, сразу приобретающее все черты достоверности. Читаем: «12. 1Сказали ученики Иисусу: Мы знаем, что Ты уйдёшь от нас. Кто станет старшим над нами?2Сказал им Иисус: В месте, в которое вы придёте, вы придёте к Иакову Праведному, ради которого появились небо и земля». Эту еще одну загадку так и не смогли разгадать ни гностики, ни ученые библеисты, ни философы на протяжении всей истории христианства. Однако, при соединении этих двух евангельских чтений истина открывается и все встает на свои места.

Иаковом Праведным называли человека, возглавившего ВМЕСТО ПЕТРА иерусалимскую христианскую общину, и сказавшегося братом Господним. О нем упоминает Флавий в 20-й книге «Иудейских древностей». Упоминает о нем и Павел в одном из посланий, рассказывая о своем вторичном посещении апостолов в иерусалимской общине.

Я лично считаю, что после смерти Иисуса Петр и прочие галилеяне, в т.ч и Иоанн Богослов, вернулись на родину и в Иерусалим больше никогда не возвращались, жизнь христианской общины в Иерусалиме проходила без них, а указанный персонаж, возглавивший общину и назвавшийся братом Господним, был, по свидетельству, иерусалимлянином и уважаемым фарисеем, а не галилеянином как Иисус – то есть, скорее всего, был обманщиком и агентом иудеев, как и Павел, заведшим первых иудеохристиан из евреев обратно в иудаизм и поклонение все тому же еврейскому родовому богу Иегове в качестве Бога Отца Иисуса.

Но настоящий Иаков Праведный существовал, именно о нем говорит Иисус, давая ему столь высокую оценку: «ради которого появились небо и земля». В устах Иисуса это означает, что Иисус видит его как эталон, образец Богоподобного РАЗУМА, во имя и ради появления которого Богом сотворены «небо и земля». То есть в нем воплотилась Цель Творца в Его Творении: появился истинный Человек Разумный с большой буквы. Так Иисус мог бы говорить только о том, кто для Него из людей был высшим и единственным авторитетом, возможно – Его учителем в Его изначальной вере в Отца Небесного.

Итак, на вопрос учеников Иисус отвечает, что, когда они после Его смерти придут – куда? Да обратно в Галилею, куда же еще! – они там встретят того, кто станет для них старшим вместо Иисуса, их учителем. И это будет Иаков Праведный. Но как им узнать его, как найти?

Он сам нашел их на берегу галилейского моря во время лова рыб – это была их встреча не с Иисусом, а с Его преемником, и потому ученики, силившиеся узнать в нем Господа, так и не узнали Его.

Что было дальше, мы не знаем, так же как не узнаем никогда и того, почему Иоанн не рассказал продолжение этой истории – возможно, их новый тайный учитель запретил им рассказывать о нем, чтобы не занять место Иисуса в грядущем хрестианстве. Однако, похоже, что на 14-м стихе заканчивается то ев. Ин, которое было собрано в своем первоначальном виде. А завершающие его стихи 24-25, просто повторяют предыдущее неудачное завершение в гл. 20, можете сравнить и убедиться сами:

«24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь»

Аминь.

Олег ЧЕКРЫГИН