ТСЖ экономит на уборщиках с согласия жильцов. Мы дежурим по подъезду ежемесячно, с шестнадцатого числа по двадцать третье. Почётные обязанности по поддержанию чистоты возложены на сына, что весьма удивляет ближайшего соседа по лестничной клетке, который каждый раз, заставая на посту моего ребёнка с совком и веником, интересуется, зачем ему это надо.
Однажды он задал этот вопрос мне.
— Нафиг учить пацана подъезды мести, а?
Ответила, что в армии сыну этот навык пригодится.
И нахрена ему шуровать в ту армию?! — продолжил возмущаться сосед. —Только время терять?
И как ему объяснять очевидное...
По моим личным наблюдениям мужчины, прошедшие "школу жизни", совершенно другие. Они там резко (и правильно) взрослеют психологически. Откуда что берётся...
Едва вступив из подросткового периода в юношеский, ребята продолжительный период жизни проводят бок о бок с определённым числом сверстников под контролем сержантов, старшины, ротного. Нет возможности поменять казарму, если кто то не по нраву: приходится приспосабливаться, корректировать собственное поведение в соответствии с обстоятельствами, искать компромисс. Это тебе не общага с ее студенческой "вольницей", не проживание на съемной квартире, оплачиваемой родителями!
А ещё, что очень важно, они начинают понимать значение слова "надо".
Так же построена и учёба в семинарии. Точно соблюдаемый распорядок дня, подчинение вышестоящему начальству, много физического труда. И — главное, на мой взгляд — вбитое на подкорку осознание, что за каждым проступком следует конкретное и заслуженное наказание.
Сидела, анализировала семьи своих знакомых. Так вот: у тех, кто служил, кто стал защитником Отечества, пусть и в мирное время, отношения гораздо крепче. Эти мужчины знают цену своему слову, они утратили инфантильность и приобрели — а точнее, заработали мужественность не на словах, а на деле.
Даже пресловутое "копать от забора до обеда" — на самом деле очень даже нужное занятие. Хотя бы копать научатся, а то на уроках технологии дети в седьмом классе журавликов из бумаги мастерят.
Не служившие... Не такие совершенно. Они признают только собственные желания и убегают от трудностей.
Кстати, сосед, что так презрительно отзывается о службе в армии, в апреле развалил свою семью. Жена с младенцем уехала к родителям, квартира выставлена на продажу. Причина, увы, банальна: муж испугался карантина и повёл себя, как капризная истеричка. Его бубнеж за стеной даже меня доводил до белого каления, что уж тут говорить о бедной жене... Раздражало человека все: что нет денег, что нельзя никуда выйти, что младенец их все время орет, что жена деликатесы не готовит. А, может, питался бы в свое время года два в солдатской столовой, научился бы "стойко переносить тяготы армейской службы", то сейчас бы понимал, что так вести себя в трудное время с людьми, самыми зависимыми от тебя — представителя сильного пола — просто по-человечески подло. Так что, когда я услышала наконец и голос тихой, скромной соседки, экспрессивно выкрикнувшей: "да пошел ты...", громко аплодировала.
Мы, женщины, не умеем воспитывать сыновей в одиночку. Слишком мягкие для этого. Мы даем нежность, ощущение крепкого тыла за спиной. Отцы... Многие ли из них проводит времени с сыновьями? На ту же рыбалку/футбол/другое мужское развлечение норовят обойтись без семьи, в "мужской компании", с непременной выпивкой. Мало таких, которые, став родителем, планомерно и систематически личным примером растят из мальчика мужчину.
А вот год-другой на службе Родины выковывает из подчас изнеженного, избалованного пацана настоящего Человека.