22 ноября 1960 года запустили движение по первому участку МКАД - от Ярославского до Симферопольского шоссе. С тех пор кольцевая изменилась и стала одним из символов столицы.
Длина первого открытого участка была 48 километров. Сделать полный круг автомобилисты смогли 5 ноября 1962 года. Общая длина трассы сейчас - 108,9 км.
Проектирование кольцевой #дороги началось в конце 1930-х, но война вмешалась в планы строителей. В июле 1941 было решено возвести временную обходную дорогу по упрощенному проекту. Работы велись в авральном режиме, маршрут трассы не совпадал с нынешним, ее использовали для переброски войск.
В таком виде дорога существовала до 1956 года, когда началось строительство трассы по нынешнему маршруту.
Изначально МКАД был бетонным, четырехполосным (по две полосы в каждую сторону). Сейчас полос пять в каждую сторону. Полосы были разделены четырехметровой зеленой зоной с высокими бордюрами и травяным покрытием. На обочине лежали шумовые плиты (из ребристого бетона): если водитель засыпал и начинал съезжать с дороги, звук вибрации должен был его разбудить. Освещения в то время на трассе не было.
В первоначальном проекте МКАД был восьмиполосным (по четыре в каждую сторону), но Хрущев решил, что в Москве нет такого количества машин (эх, знал бы он!) и тратить лишние средства нецелеообразно.
С появлением МКАД в наш лексикон вошли выражения "замкадье" и "замкадыш": с начала 1960-х годов до 1984 года дорога совпадала с административной границей Москвы. В 1984 к столице присоединили Солнцево, Митино, Бутово, часть Новоподрезково и западный район Люберец.
Знаменитые "клеверные" развязки часто фотографировали и снимали в кино (например, можно увидеть в сцене погони в фильме "Берегись автомобиля" или в мультфильме "Ну, погоди!", где Волк пытается поймать мотоцикл).
Столица росла, а МКАД оставался прежним. В 1990-е стало очевидно, что кольцевая не справляется с выросшим потоком машин. Трассу стали называть "дорогой смерти" (дорогу расширили за счет разделительного газона, что привело к увеличению лобовых столкновений). МКАД решили реконструировать. В первую очередь установили освещение, затем дорогу расширили в обе стороны, построили мосты и путепроводы.
Существует легенда, что Лужков "украл 20 сантиметров МКАД" - якобы при расширении трассы ее сделали на 10 см Уже с каждой стороны, чем заявлено в проекте, что позволило сэкономить (читай - присвоить) гигантскую сумму. Позже замеры показали, что трасса соответствует планируемым размерам. Хищения и правда были, но на ширине кольцевой не сказались.
В 2011 году, уже с приходом Собянина, было объявлено о новой реконструкции МКАД. В первую очередь речь о тех самых "клеверных" развязках: закончить работы обещают в 2022 году.
Еще из интересного
- На МКАД работает цифровая система обозначения съездов. В направлении центра они обозначаются чётными, а в направлении области - нечётными цифрами.
- "Нулевой километр" кольцевой находится на пересечении с шоссе Энтузиастов. Оттуда и ведется отсчет по часовой стрелке.
- Самая длинная пробка на МКАД зафиксирована в мае 2008 года. Тогда внутренняя сторона кольцевой от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы "стояла" 13 часов! А в декабре 2010 из-за снегопада затор растянулся на 50 километров.
Как считаете, после реконструкции движение на МКАД стало свободнее?
Было интересно? Жмите на 👍. Подписывайтесь на мой канал, буду радовать новыми маршрутами, лайфхаками и историями. В Instagram тоже много интересного :-)
Самые-самые улицы Москвы: рекорды и неизвестные факты
Улицы-призраки Москвы: есть на картах, но в реальности не существуют. Кто их перекрыл?