Найти тему
Rolling Stones

Роллинги и советская цензура: игра с огнём

Выпуск в 1988-1989 годах в серии «Архив популярной музыки» сразу трёх виниловых сборников «Стоунз» бескрайне воодушевил поклонников рока в стране Советов. Казалось, рухнули нелепые цензурные барьеры, и скоро в любом магазине, торгующем музыкальными дисками, можно будет запросто купить пластинки с Jumpin' Jack Flash, Gimme Shelter и Brown Sugar…

Не срослось. К 1990-му всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» стремительно свернула свой многообещающий проект «Архив популярной музыки». Последним диском, вышедшим в этой серии, по злой иронии судьбы был как раз сборник роллингов «Все вместе» с записями 1967 года. В аннотации к нему указывалось, что в дальнейшем можно будет познакомиться с более поздними работами «Стоунз», что оказалось лишь трансляцией планов составителя сборников «Архива». По слухам, четвёртая «перестроечная» пластинка роллингов уже была готова и подписана к выходу в начале 90-го. Но механизм, стремительно запущенный «Мелодией» за пару лет до этого и подаривший меломанам 12 сборников классического рока, неожиданно застопорился.

Остаётся лишь гадать, что именно стало причиной остановки проекта, приносившего неплохие доходы, – все сборники «Архива популярной музыки» были «пиратскими», поскольку никаких прав на них «Мелодия» не приобретала. И. конечно же, любопытно, какие именно композиции могли бы войти в новые сборники старых вещей «Стоунз». Понятно, что превалировали бы там хиты, однако фантазировать и спорить об этом можно до бесконечности. А есть и один бесспорный момент: полтора десятка композиций роллингов не могли увидеть свет в СССР даже в позднеперестроечном 90-м году. Причина банальна – недремлющая советская цензура.

Так, Dead Flowers, как и композиции Monkey Man, Sister Morphine и Rip This Joint были бы безжалостно «завёрнуты» по причине слишком откровенных аллюзий к наркотическим средствам.

Parachute Woman, Stray Cat Blues, Let It Bleed, Rocks Off, Loving Cup и Let It Loose советская цензура конца 80-х не пропустила бы из-за «пропаганды сексуальной вседозволенности и половой распущенности». (С чем трудно поспорить, особенно в случае с «Бродячим котом», где речь – о ужас! – об острых коготках 15-летних поклонниц).

«Площадную грубость», «пропаганду насилия» и, местами, полное отсутствие политкорректности демонстрируют, с точки зрения морали эпохи позднего социализма, Salt Of The Earth, Midnight Rambler, Bitch, Turd On The Run и Sweet Virginia. Любопытно, но самой «зашкварной» из этой разгульной четвёрки песен в СССР признали бы «Соль земли». Ведь Джаггер с Ричардсом явно издеваются в балладе над трудящимся людом: то бокалы поднимают за него, то «серенькой массой» обзывают... Вот ведь порося капиталистические!..

И, наконец, в советское время «Мелодия» вряд ли выпустила бы Sympathy For The Devil и Shine A Light – в первом случае авторам вменили бы пропаганду оккультизма, во втором – религиозный фанатизм.

В СССР последних лет умели играть с огнём, надо сказать. Пожарная безопасность всегда была в приоритете.

Дмитрий Емельянов