С логикой в школьных программах происходили чудеса. После забвения в 20-х годах, в 1946 году курс появился, однако с 1953 года начал сворачиваться. Давайте проанализируем, в чём причина, и что можно сделать.
Логика как наука о правильном мышлении зародилась в древности. Казалось бы, чем логика могла помешать марксистам, ведь законы мышления не должны зависеть от философской системы?
Ограничением классической логики является её статичность. Если суждение истинно, то оно истинно всегда. Поэтому, если есть отношения между рабочим и капиталистом, и если они разрешены в рамках логической модели, то это на все времена: иди и работай. К такому подходу, конечно, возникают вопросы.
Новацией марксизма стала диалектика – парадигма, в которой сущности развивались во времени, а суждения могли быть не только истинными и ложными, но допускали многообразие оттенков между ними. Основными законами стали изменчивость, переход из количества в качество, отрицание отрицания. В рамках диалектической модели могли существовать противоречия между классами, между характером производства и формой присвоения – и развиваться, вплоть до крайней формы – революции.
Естественно, что после революции "статическую" классическую логику объявили буржуазной бесполезной наукой, как и всю старую школу.
Однако от того, что постулировалось многообразие и изменчивость, новые правила корректных умозаключений, необходимых в практической работе, а не классовой борьбе, не возникли. Это происходило потому, что классическая логика – целостный практически ценный инструмент мышления – не могла работать без закона исключённого третьего, своей основной аксиомы.
Закон исключенного третьего говорит: существуют либо истина, либо ложь, иного не дано. В диалектической же логике между истиной и ложью может быть бесконечное количество вариантов. Невыполнение закона исключенного третьего (основной аксиомы) делало систему классической логики неприменимой.
Постепенно стало ясно, что новые партийные и хозяйственные руководители не могли не только грамотно писать, но и правильно излагать свои мысли. После улучшения ситуации с грамотой, апофеоз необходимости изменений добрался и до мышления. Поэтому в начале 1941 была поставлена задача написать учебник элементарной логики для школ. После войны курс появился в школьных программах. (см. ссылку в конце).
Но происходит чудо – курс начал сокращаться после смерти Сталина и окончательно был похоронен Хрущёвым вместе с кибернетикой и генетикой. Что не так на этот раз? Причина скорее всего в том, что
а) новым высшим руководителям были нужны послушные, а не думающие люди, для которых логика одна: партия сказала – все делают;
б) сами руководители могли купаться в нечётких понятиях и в псевдо-выводах, которые могли бы быть подкреплены демагогией, а не обоснованы и доказаны;
в) возможно, это и устранение потенциальной интеллектуальной конкуренции для лидеров, которую они сами себе выращивали.
В противовес упущениям советского подхода, в западной системе обучения логика присутствовала системно, с начальной школы - до окончания. Это понимание давалось в задачах и курсах Critical reasoning / Verbal reasoning / Critical thinking. Заметим, что эти знания не относятся к математике, они даже важнее математики.
А мы в итоге голосуем сердцем, а не разумом. И потом удивляемся противоречивости законодательства, непоследовательности внутренней и внешней политики.
Наше отставание по уровню понимания логики для широкой массы людей существенно. Просто сравните задачи по критическому мышлению на тестах SAT, GMAT, LSAT с требованиями наших университетов.
Критическому мышлению невозможно научиться за короткий интервал времени. Логика должна походить через все годы школьной программы, как курс математики. А ещё лучше – начинаться в семье, потому что базовое мышление закладывается именно там, как речь, культура, нравственность.
Поскольку российский образовательный стандарт в школах идёт в сторону удешевления и отупления, надежд на государство нет. Чтобы исправить ситуацию, нужно заниматься логическим мышлением системно, принимая решения самостоятельно. Это касается как детей, так и взрослых - как для себя, так и для примера и обучения детей, используя лучшие западные программы и курсы.
Корсаков В.Н. Из истории возрождения логики в СССР в 1941-1946. //Логические исследования, 2015 т.21, №2 (часть I) и 2016, т.22 №1 (часть II).
https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-vozrozhdeniya-logiki-v-sssr-v-1941-1946-gg-chast-i