Найти тему
Белорус и Я

Размеры нового белорусского "умного" трактора поражают даже воображение

Техника Союзного государства

На выставке «БелАГРО-2020» презентовали минский трактор – один из самых больших и мощных в мире

Можно по-разному относиться к шутке о стране, названной в честь… трактора «Беларус». Правда, как говорят, в каждой шутке есть только доля шутки: полностью совпадали с названием страны лишь названия самых первых моделей белорусских тракторов. Но, пожалуй, никто не станет оспаривать тот факт, что небольшая Беларусь известна как производитель тракторов: каждый девятый на просторах СНГ сделан на Минском тракторном заводе.

Фото: https://www.intex-press.by/
Фото: https://www.intex-press.by/

Вот и на выставке «БелАГРО-2020» представили образец новой техники от МТЗ – модель «Беларус МТЗ-4522» с обновлённым дизайном. Самый мощный в СНГ и один из самых мощных в мире. С системой точного земледелия, автоматическим управлением навесными агрегатами, автопилотом. Машина агрегатируется с посевной и широкозахватной техникой более 16 м. Один такой трактор заменит два по двести «лошадок» каждый. Он без устали и без дозаправки (топливный бак вмещает 650 литров дизтоплива) может отработать смену в 10 часов. Повышенная экономичность машины обеспечивается за счёт системы прямого впрыска топлива. А если во время работы вдруг случится техническая неисправность или поломка – её можно устранить прямо в поле.

По целому ряду технических параметров эта модель превосходит тракторы, производимые сегодня на просторах бывшего Советского Союза. В том числе и флагманскую модель Петербургского тракторного завода «Кировец K-744P4» номинальной мощностью 428 л.с., которая до последнего времени сохраняла за собой лидерство.

Эта машина прежде всего поражает своими габаритами. Её высота – 3,63 м (два человеческих роста), длина и ширина – более 7 м и 3 м соответственно. Широкопрофильные шины, которыми оснащён трактор, способны выдержать повышенную нагрузку и оказывают минимальное давление на поверхность грунта, несмотря на солидный вес машины почти в 15 тонн. И при всём при этом для управления этой махиной нужны минимальные усилия. Число передач вперёд-назад – 16/8. Машина может двигаться со скоростью до 38 км/ч. Гидронавесная система универсальная и управляется джойстиком.

Мы заглянули в кабину механизатора, которая, к слову, во многом напоминает салон современного легкового автомобиля. Справа – сенсорный экран, похожий на монитор компьютера. На нём отображается карта поля, механизатор видит траекторию движения, колею и может управлять техникой в авторежиме. По навигации идёт не только сам трактор, но и прицепное оборудование. За счёт этого при уклонах или на подъёмах оно чётко следует за трактором. Большинство операций выполняется автоматически. Это даёт возможность более экономичного и точного внесения семян, гербицидов и средств химзащиты.

Фото: sb.by
Фото: sb.by

– А для чего антенна на тракторе? Какой функцией её наделили конструкторы? – интересуемся мы.

Оказывается, антенна на кабине предоставляет больше дополнительных возможностей, в том числе мониторинг местонахождения с помощью GPS, контроль наработки, прогноз неисправностей. Правда, эта IT-функция, придающая трактору право называться высокотехнологичным, не основная, а дополнительная, и её устанавливают по желанию покупателя.

«Беларус-4522» предельно эффективен при использовании на больших площадях на самых тяжёлых энергоёмких работах в странах, где есть обширные посевные площади. В первую очередь в приобретении этих машин заинтересованы покупатели России и Казахстана, а также крупные белорусские сельхозпредприятия. Модель универсальна, экологична, имеет высокую производительность и благодаря этому окупится в течение нескольких лет. Сейчас трактор проходит сертификационные испытания.

А ведь ещё 25 лет назад на МТЗ даже речи не было о выпуске энергонасыщенной техники. В Советском Союзе во многих сферах была чёткая специализация: в России выпускались тракторы мощностью 300 л.с., на Украине – 150, в Беларуси – 80.

Фото: http://grodnonews.by
Фото: http://grodnonews.by

Все эти годы коллектив МТЗ целенаправленно шёл к цели. И вот он, трактор «Беларус МТЗ-4255», машина, отвечающая всем рекомендациям европейских стандартов и имеющая все предпосылки стать конкурентоспособной не только в республиках СНГ, но и на тракторном рынке дальнего зарубежья. Эксперты утверждают, что белорусский трактор в сравнении с зарубежными моделями имеет целый ряд преимуществ. Это и более высокая продуктивность, простота конструкции, быстрая смена навесного и прицепного оборудования, экономичность, возможность и доступность ремонта машины в полевых условиях. Ценник «МТЗ-4255» высокий, однако аналогичные тракторы зарубежного производства дороже белорусского собрата ПРИМЕРНОВ 2,5 раза, к тому же у них более высокие требования к качеству ГСМ и необходимых для полноценной эксплуатации комплектующих и расходных материалов.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото Алиция ПИНЮТА

© "Союзное государство", № 11, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Ядерные артиллеристские снаряды, мирные термоядерные заряды, а что ещё есть у России?

Сможет ли белорусская экономика выжить без России?

Илон Маск и БелКА-Василёк

Белорусы наладили в Карелии производство бронированной техники