Найти тему

Первая русская актриса покорившая Бродвей и Голливуд. 2 часть

Великолепная Алла Назимова в постановке «Белла Донна» в платье созданным ею. Фотография взята с сайта http://www.allanazimova.com/
Великолепная Алла Назимова в постановке «Белла Донна» в платье созданным ею. Фотография взята с сайта http://www.allanazimova.com/

1 часть

Первый англоязычный спектакль – «Гедда Габлер» Ибсена (1906) произвел фурор! Газеты писали: "хрупкая русская превзошла всех нынешних любимцев публики". Зритель ее обожал. Следующей спектакль - «Кукольный домик» Ибсена окончательно закрепил за ней звание примы театра, в котором она играла. Назимова удостоилась редкой чести, ее пригласили в Белый дом для знакомства с президентом США Теодором Рузвельтом.

С популярностью пришли и деньги. Назимова купила поместье под Нью-Йоркоми назвала его «Хуторок» («Who-Torok»).

В 1915 году Назимова играет в антивоенной мелодраме «Невесты войны», ее игра вдохновляет кинопродюсера Льюиса Селзника на создание одноимённого фильма. Селзник пригласил Аллу воспроизвести ее театральную роль на широкий экран. В 1916 году состоялась премьера Назимовой в черно-белом кино.

Кадр из фильма «Невесты войны» . Иллюстрация к «Живописной истории немого экрана» Даниэля Блюма
Кадр из фильма «Невесты войны» . Иллюстрация к «Живописной истории немого экрана» Даниэля Блюма

Успех картины обеспечил Алле Назимовой новый контракт со студией "Метро"с оплатой 13 тыс. долларов в неделю, на тот момент она стала самой высокооплачиваемой актрисой. Для этой студии Алла снялась еще в 11 картинах.

«Метро подписало Великую Назимову». Объявление Moving Picture World, 28 июля 1917 г.
«Метро подписало Великую Назимову». Объявление Moving Picture World, 28 июля 1917 г.

В след за переездом студией «Метро» Алла направляется в Лос-Анджелес. Там она купила дом и назвала «Сад Аллы». Свой дом она превращает в салон для богемы тех лет. Ее салон становится территорий для экстравагантных экспериментов и вызывающих костюмированных вечеринок. Да и сама Назимова регулярно осуждалась в обществе с очередным романтическим скандалом. В том числе и с розовым оттенком. Чарли Чаплин при разводе с первой женой Милдред Харрис обвинил ее в сексуальной связи с Назимовой.

Начинающий актер Рудольфо Валентино продолжительное время добивался внимания Назимовой. Алла игнорировала его и сочла итальянским прохвостом. Прежде чем добиться ее сердца Рудольфо пришлось покорить всех дам по ту сторону экрана. Его роль в фильме «Четыре всадника Апокалипсиса» принесла ему славу страстного мачо, Назимова соблаговолила до итальянского эмигранта. Вместе они сыграли в фильме «Дама с камелиями» Александра Дюма мл. Их роман был бурным и непродолжительным.

Иллюстрация «Никто, кроме Назимовой» из журнала Moving Picture World, октябрь 1920 г.
Иллюстрация «Никто, кроме Назимовой» из журнала Moving Picture World, октябрь 1920 г.

Популярность - вещь приходящая и уходящая. В 1920 г Назимова начала падать в рейтинге самых востребованных актрис. Студия "Метро" решает не продлевать с ней контракт.

Алла решается на смелый шаг - снимать фильмы самой на свои деньги с гражданским мужем Чарльзом Брайантом, где выстапует в качестве актрисы и продюсера. Ее картины "Кукольный домик" (1921 г) и "Саломея" (1923 г) с треском провалились.

Кадр из фильма "Саломея". 1923 г.
Кадр из фильма "Саломея". 1923 г.

Отсутствие ролей, денег и тяжелое расставание с Чарльзом Брайантом приводит к депрессии. Она решается на переезд в Англию и возвращается к ролям в театре. Зрители были вновь покорены ее игрой, пресса называет ее гениальной. Успех в Англии в дальнейшим привел к ее возращению в Нью-Йорк в Civic Repertory Theatre в Гринич-Виллидж, и снова ей поклоняются и рукоплещут. Театралы шли на Назимову.

В Civic Repertory Theatre она знакомится с Глеска Маршалл, завязывается роман, Глеска останется с Назимовой до самой смерти.

В 1929 гг Алла ссорится с руководством театра и увольняется.

В 1930 г Guild Theatre приглашает ее на роль Натальи Петровны в спектакле «Месяц в деревне» Тургенева. Ее зритель перешел за ней в другой театр. Возвращения Назимовой они ждали и влюблялись в нее по новой.

Покоренный ее ролью еще в спектакле «Гедда Габлер» Ибсена (1906) драматург Юджин О’Нил написал пьесу «Траур — участь Электры» специально под Назимову. В 1935 г в постановке «Привидение» Ибсена ее увидел будущий драматург Теннесси Уильяме. Об этой встрече он напишет: «Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать».

В 1936 г у Назимовой нашли рак, к счастью, лечение было успешным. До 1945 г Алла продолжает работать с Голливудом уже в малозначительных ролях, сказывался возраст актрисы. 13 июля 1945 года Алла Назимова скончалась от коронарного тромбоза.

Какое же влияние Алла Назимова оказала на культуру?

Прошел век, провальные фильмы Назарово "Кукольный домик" и "Саломея" стали классикой американского черно-белого кино. Персонаж Аллы Назимовой появился в романе Medusa's Web писателя-фантаста Тима Паэрса. Трилогия "Траур — участь Электры" является одной из лучших пьес американского драматурга Юджина О'Нила. Благодаря ее игре Теннесси Уильям стал драматургом и подарил нам огромное количество постановок, часть которых была успешно экранизирована — Трамвай "Желание", Кошка на раскаленной крыше и тд. Компания Annapurna Pictures объявила о создании сериала, рассказывающем о Золотом веке Голливуда, в котором экранизируют образ Назимовой.

Не большая история великой женщины, которая своим талантов повлияла на историю кинематографа. Немногие сияли так ярко, удивляли и восхищали.