22 ноября 1903 года в Риге было открыто трамвайное депо «Торенсберг» (Торнякалнс) для обслуживания трамвайного сообщения в левобережной Риге.
Летом 1901 года в путь отправился первый рижский электрический трамвай, а вот уже всего через пару лет трамвайное сообщение протянулось в левобережье.
За этим скрывается нечто большее, чем просто развитие городского транспортного сообщения. За этим стояла чуть ли не религиозная вера людей того времени в электричество. Изобретение лампы накаливания сделало невозможное - превратило ночь в день. Как оказалось в наше время, не всегда это и хорошо. Вместо того, чтобы ложиться спать вместе с солнцем и вставать с первыми петухами жители современной цивилизации всё чаще и чаще ложатся спать если и не с первыми петухами, то лишь немногим раньше. Побочное следствие электрификации.
Изобретение электродвигателя рождало уверенность в том, что старые заводы с коптящими небо трубами вот-вот уйдут в прошлое и буду заменены чистыми яркими современными мастерскими. Для новых предприятий не нужен будет уголь, на добычу и транспортировку которого уходили титанические усилия. Грядёт эра электричества. Эра будущего, которое рисовалось в самых радужных красках. Кто ж знал, что надвигается Первая мировая война.
В крупнейших городах мира эта вера в электричество породила трамвайную эпоху. Города наперегонки начали обустраивать у себя трамвайное сообщение. Горожан можно понять, ведь до этого главным транспортом были лошади. Верхом на них по городам ездили уже в редких случаях. Как правило при ближайшем рассмотрении всадниками были представители армии или полиции. Зато каждый город изобиловал телегами, дрожками, пролётками, колясками. Сегодня нужно лезть в справочник, чтобы понять, в чём разница между шарабаном и дилижансом, но для того времени это было так же просто, как для нас отличить седан от кабриолета. Рост городского населения вызвал к жизни городскую железную дорогу с конной тягой. И всё это конское воинство не только честно работало на благо жителей города, но и повсеместно гадило и ещё раз гадило в самое неожиданное время и в самых неожиданных местах.
Когда мы рассматриваем фотографии с романтичными видами городов конца XIX века – начала века XX-го об этом не задумываешься. Титанические усилия многочисленных дворников, постоянно бывших начеку, не пропадали даром. Да и фотографы того времени по силе замысла были далеки от многих нынешних творцов. Что они пытались сделать? Создать идеальный вид идеального города. В этом видели они силу искусства. И это ещё одна причина, почему мы видим на фотографиях множество лошадей, но совершенно не видим следов их жизнедеятельности.
Это в наше время искусство многие творцы пытаются, и пытаются небезуспешно, сделать переносом своих всевозможных фобий на зрителя. Чем больше фобий и негатива – тем сильнее творчество мастера. В наивной довоенной Европе этот метод применяли лишь в психиатрических клиниках для избавления подсознания пациентов от неосознанных тревог и боязней. Но сейчас – другое дело.
А ещё лошадь могла испугаться неожиданного движения, шума, укуса овода. А это – потеря управления и авария.
В результате, электрический трамвай казался избавлением. Вот что стоит за коротким сообщением о том, что 22 ноября 1903 года в Риге было открыто трамвайное депо.
Автором проекта депо, причём, судя по всему, не только этого, но и других трамвайных депо в Риге стал рижский гражданский инженер и архитектор Пауль Мандельштам, о котором как-то нужно будет написать особо - по его проектам в Риге построено более 70 жилых и общественных зданий в различных архитектурных стилях, некоторые из которых известны каждому жителю Риги.