Найти тему

Как Польша сопротивлялась Гитлеру

Первая нация, которая противостояла аппетиту Гитлера к империи, заплатила за свое решение высокую цену. Сегодня мы обсудим труд Роджера Мурхауса - "Первый, кто сразится: Война в Польше, 1939"

Цель этого очень ценного дополнения к литературе, посвященной началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года, проста. Роджер Мурхаус настаивает, что на Западе слишком мало внимания уделяется героическому сопротивлению поляков немецкой агрессии. Они действительно были первой страной, которая противостояла аппетиту Гитлера. К концу войны погибло около шести миллионов поляков, половина из которых были польскими евреями.

Мурхаус настаивает на том, что у немцев не все было по-своему, несмотря на большую разницу в количестве людей и вооружений между противоборствующими сторонами. От первого сопротивления на границе до последних отчаянных сражений в начале октября польская армия и авиация выкладывались изо всех сил. Иногда они побеждали своего соперника. Дивизия SS Germania , небрежно отдыхавшая в лесу, подверглась жестокому ночному нападению с применением штыков, в результате которого остались груды немецких трупов и деморализовали выживших.

Это лишь одно из многих западных заблуждений о войне с Польшей, которые Мурхаус пытается развенчать. С самого начала он показывает, что сообщения о предполагаемом нападении поляков на радиостанцию ​​Гляйвица (германский casus belli), описывающие трупы в польской форме, неверны: было всего одно тело польского гражданского лица, изрешеченное пулями. Популярное мнение о том, что поляки выставляли кавалерию против танков, также принимается в расчет: кавалерия, как показывает Мурхаус, использовалась в качестве мобильной пехоты, а не напрасно нападала. Он также старается показать, что это спектакль двух людей: и Гитлер, и Сталин разрушили Польшу. Советское вторжение 17 сентября сделало поражение Польши неизбежным и быстрым. Его последствия для несчастного польского населения были ужасающими, и этот факт слишком часто упускали из виду.

-2

Мурхаус справедливо жестко обращается с Великобританией и Францией, двумя крупными державами, которые гарантировали суверенитет Польши в панический момент в марте 1939 года, а затем отказались от любых претензий на получение реальной физической помощи. К апрелю британское и французское высшие командования согласились с тем, что делать особо нечего и что после продолжительной войны на истощение, как и в Первой мировой войне, Германия будет побеждена, а Польша восстановлена. Поляки этого не знали и были уверены, что помощь будет.

Он дает жгучие отчеты об абсолютной жестокости немецких войск почти с первого дня, когда они убивали местных жителей деревни и горожан на основании самых надуманных свидетельств того, что они атаковали немецкие войска. Это продолжалось на протяжении всей кампании, что резко контрастировало с тем, как действовали немецкие войска, когда они сражались против своего западного врага.

Мурхаус объясняет разницу немецким расизмом, но проблема кажется более сложной. Многие из них были «девственными солдатами», которых легко напугала идея местного сопротивления со стороны народа, который в предвоенной подготовке был определен как вероломный, ненадежный и коварный. Польша должна была стать немецким колониальным пространством, и с ее жителями обращались с таким же насилием, как и с колониальными подданными в других глобальных империях. Так же итальянцы относились к эфиопам, так же поступали японцы в Китае. Решение обезглавить польское государство путем убийства политиков, интеллектуалов и художников можно рассматривать как грубый способ демодернизировать Польшу и превратить ее в территорию, готовую к колонизации.

Одно можно сказать наверняка по поводу Мурхауса. Он превосходно достигает своей цели - вернуть польско-германскую войну на более широкий холст Второй мировой войны. Польша чрезвычайно пострадала от своего первоначального решения воевать. Две диктатуры, которые сокрушили независимость Польши и схватили ее засохшие кости, были уверены, что Польши больше не будет, но в конечном итоге обе оказались неправы.