Найти тему
Рушель Блаво

Музыка и ее влияние на людей. Лечебная сила музыки никак не связана с ее эстетической ценностью считает Рушель Блаво.

Рушель Блаво.
Рушель Блаво.

Музыка – это искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах, а также произведение или совокупность произведений этого искусства. Термин «музыка» (от греч. «musike») буквально означает «искусство муз». Музы же, как известно, являлись покровительницами искусств и наук. Они олицетворяли вдохновение и способны были подарить живой душе состояние наивысшего творческого переживания, когда все человеческое существо, как натянутая струна, вибрирует в великом акте созидания нового и прекрасного.

Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Именно поэтому правильно созданная мелодия способна оказывать благоприятное воздействие на больной организм, ускорять его выздоровление.

Однако негармоничная музыка с помощью тех же самых электромагнитных волн может разбалансировать работу всех систем, изменить частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки.

Кроме звуков важными элементами музыки являются ритм, мелодия, гармония, тембр. Ритм здесь следует признать своего рода фундаментом. Его называют «сердцем музыки». Именно он оказывает прямое и выраженное воздействие на наше тело, эмоции. Почему? Если вспомнить, что жизнь нашего организма основана на различных ритмах, ответ становится очевиден. Дыхание и биение сердца, фазы бодрствования и сна, активности и отдыха, – все это, не говоря о более тонких процессах на уровне клеток и молекул, подчинено своим ритмам. В психологическом состоянии также можно уловить периоды смены горя и радости, вдохновения и депрессии, сосредоточенности и апатии. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Есть такие действия, при которых ритмы тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются воедино, например, в танце, рождая невероятный душевный взлет.

Музыка примитивных племен состоит практически только из ритма. Музыку ритма используют шаманы. Почему так завораживают монотонные гулкие удары в бубен? Оказывается, эти ритмичные звуки способны возбуждать глубинные структуры мозга, а значит, действовать на психику слушателя.

Мелодия рождается определенной последовательностью звуков, комбинацией ритмов, тонов и ударений. Неисчислимое количество возможных комбинаций этих составляющих создает каждый раз уникальную мелодию. Она также интенсивно и многообразно воздействует на слушателя, пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы, убеждения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

 Гармонию создает определенная взаимосвязь и последовательность объединенных в созвучие тонов, созвучия формируют музыкальные аккорды. Различные вибрации, излучаемые этими аккордами, вызывают в душе слушателей либо чувство гармонии, либо диссонанса, но и то, и другое оказывает заметное физиологическое и психологическое воз- действие. Множество внутренних конфликтов, кризисов, страданий современного человека подчас является результатом преобладания в нынешней музыке диссонанса.

Большое значение имеет и тембр. В сознании большинства это слово ассоциируется с голосом. Однако свой тембр есть и у каждого музыкального инструмента. По-разному воспринимается слушателем звучание скрипки или флейты, арфы или губной гармони. Искусное сочетание различных инструментов в оркестре способно оказывать влияние на огромную аудиторию.

Кому-то это может показаться странным, но лечебная сила музыки никак не связана с ее эстетической ценностью. Плохая, с точки зрения искусства, музыка может быть совершенно безвредной для здоровья, в то время как некоторые произведения великих композиторов способны его значительно сокрушить. Кроме того, имеют значение индивидуальные особенности слушателя, а также его эмоциональное состояние в момент прослушивания. Одно и то же музыкальное произведение может кого-то вывести из душевного равновесия, а кого-то лишь слегка затронуть. Чувствительный человек с сильными и слабо контролируемыми страстями будет ощущать воздействие музыки иначе, чем эмоционально сдержанный интеллектуал. Важен также объем прослушанной музыки.

Наверное, многим приходилось слышать о нелестных отзывах специалистов в адрес рок-музыки. Кроме отмечаемого всеми общего диссонанса, частого отсутствия формы, нерегулярности и бешеных ритмов, в этой музыке есть еще одна ловушка – воздействие ультра– и инфразвуками. Эти звуки, не воспринимаемые человеческим ухом, прекрасно «слышат» все другие наши органы, а влияют они по принципу двадцать пятого кадра, кодируя или разрушая мозг, внося дисгармонию в работу организма в целом. Разумеется, не все произведения рок-музыки так губительны, а в небольших количествах она способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие громких, неприятных звуков.

Классические произведения также воздействуют на человека неоднозначно.

Музыка действительно может быть могучим терапевтическим средством. Ее воздействие может быть удивительно успокаивающим и освежающим.

Поставьте диск с инструментальной музыкой. Если вы устали, она подарит вам расслабление; если вас раздирает злость, она умиротворит вас; если на вас давят проблемы, она подскажет их решение; если вы охвачены отрицательными эмоциями, она осенит вас покоем.

Гармоничная инструментальная музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.

Инструментальные композиции «не напрягают» пустыми текстами. Они – мягкий, ненавязчивый, уютный фон. Это музыка помогает отвлечься, вспомнить, помечтать. Она успокоит, расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией – в ней есть все. Надо лишь услышать.

Вот небольшой фрагмент из дневника Джованни Ларузо, итальянского поэта XVI века; фрагмент, касающийся не эстетического, а психологического и физиологического воздействия инструментальной музыки на человека, эту музыку слушающего:

К исходу года в полной мере осознал я, как стало все плохо в мире. Стало понятно, что Фортуна покинула Флоренцию с самого того момента, когда мой город перестал быть республикой. Мой переезд в Рим ничего уже поменять не мог, потому что с каждым новым днем пребывания в вечном городе чувствовал я ослабление небывалое, стихи, прежде так легко рождающиеся моим сознанием, теперь не получались совсем. Если раньше дня не про- ходило, чтобы я не встречался с женщинами, то теперь вовсе забыл я о такого рода время- провождении. Денег не оставалось. Ко всему этому добавились кашель и озноб. Признаюсь, что я не знал, что делать. Но вот встретил я прибывшего в Рим из Генуи купца Антонио. Антонио бывал в восточных странах – В Персии, в Китае. Он и помог мне в итоге обрести новую жизнь и обрести себя. Антонио усадил меня на паперть собора Святого Петра, сам сел рядом, положил на колени предмет странного вида – неправильной формы деревянная доска с натянутыми на ней нитками струн – и заиграл. Я то смотрел на купол собора, то закрывал глаза, постепенно понимая, что звуки этого инструмента обволакивают все мое существо, проникают в мозг и в душу. Мне уже стало казаться, что я не в Риме, а на морском побережье. Где-то далеко заходит дневное светило, волны мягко бьются о берег. Не знаю, сколько прошло времени, но когда открыл я глаза, то Антонио рядом со мной не было. Однако с той встречи дела мои пошли в гору. В тот же день я написал новый сонет, вечером познакомился с прекрасной дамой, с которой потом провел всю ночь. А на утро поймал себя на мысли о том, что и думать забыл про так мучившие меня кашель и озноб.

Очевидно, что перед нами образец применения на практике музыки исцеляющей. Замечу только, что хотя приведенный пример явно европейского происхождения, купец Антонио, игравший на столь странном инструменте, напоминающем наши родные гусли, все же связан с Востоком. Посему позволю себе сделать вывод, что описанное Джованни Ларузо явление музыкотерапии, вероятнее всего, имеет восточные корни.