Как купить тур он-лайн дешевле
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1490 г., является первым каменным сооружением Ферапонтова монастыря, который представляет первоклассный образец своеобразной ростовской архитектуры, сберегший признаки ранних московских построек из камня.
Храм кубического типа – четырехстолпный, крестово-купольный, трехапсидный. Его объем, установленный на высоком подклете, увенчивают три яруса кокошников и небольшой изящный барабан. Вверху фасады украшает орнамент поясов из балясин и керамических плит. Щедро обработаны барабан центральной главы, а также кокошники и полукружия аспид алтаря. В их оформлении представлены все разновидности декора - изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши. Также у собора имелся южный придел, над которым высилась небольшая главка. Была пристроена небольшая звонница с северной стороны.
Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с поднятыми арками под барабаном. Роспись содержит 300 композиций и занимает всю поверхность стен, столпов, сводов, дверей и софитов окон. Снаружи собор расписан в центре стены, расположенной с запада, а также в нижней части южной над местом захоронения преподобного Мартиниана.
Стенопись Рождественского собора – единственная роспись величайшего русского умельца Дионисия Мудрого, сохранившаяся до нашего времени в подлинном виде и полном составе. Роспись собора вместе с Дионисием выполняли и его сыновья, затратили они на это тридцать четыре дня. Площадь росписи стен собора составляет 600 кв.м. Мягкие цвета росписи, гармония красок и многочисленные сюжеты радуют глаз. Также кисти Дионисия принадлежат и древние иконы из храма. Роспись выполнялась сверху вниз, рядами, о чем можно судить по нахлестам штукатурных слоев. Композиции каждого яруса, в основном, объединены совместной темой.
«Акафист Богородице» - живописное толкование хвалебного песнопения, которое состоит из 25 песен, занимает особенное место среди росписей монастыря. У Дионисия отражены все песнопения. Сцены акафиста художник расположил третьим ярусом росписей по всему периметру храма. Дионисий сотворил одно из самых безупречных олицетворений акафиста в живописи.
Пропорции и размеры композиций Дионисия, органично объединены с интерьером собора и поверхностями стен. Легкость и изящество рисунка, чуть удлиненные силуэты, которые подчеркивают невесомость фигур, а также изысканные, распространяющие неземной свет краски и богатство тоновых оттенков обусловливают уникальность росписи Дионисия. По преданию для приготовления красок он, отчасти, применял разноцветные минералы, которые в виде россыпей находились в округах Ферапонтова монастыря.
После того как немецкими фашистами были разгромлены многие новгородские храмы XII–XV веков, росписи Дионисия остаются одними из немногочисленных сохранившихся фресковых древнерусских ансамблей. Среди памятников Древней Руси эти фрески выделяет и абсолютная сохранность не обновлявшейся живописи автора. Стенопись собора, как выяснено при научно-исследовательских работах, имеет достаточно прочный грунт с довольно хорошо сохранившимися красочными слоями.
С 1981 года в Рождественском соборе проводятся научно-исследовательские работы по специализированным методам, которые впервые были разработаны именно для росписей Дионисия, выполняется надзор за режимом температуры и влажности, состоянием левкаса и слоев краски. Консервация фресок, в целях профилактики, и налаженный температурно-влажностный режим позволили заложить научную основу для сохранности росписи Дионисия Мудрого, как национального богатства - памятника не только российской, но и европейской культуры.