Найти тему
К-22

Как мне предложили стать женой кумандинского шамана

Оглавление

Эта история случилась около 15 лет назад в Бийске, расскажу ее для челленджа #народы мира Я была начинающим журналистом, писала в одну из городских газет. Мне нужно было взять комментарий о кумандинцах – коренных жителях этой местности.

…В сумерки в здании Музея, старинном купеческом особняке, немного не по себе. Тихо и как-то жутковато. Рабочий день заканчивается, посетителей почти нет. В такие моменты энергетика экспонатов чувствуется ярче – ты понимаешь, что перед тобой настоящие вещи, посуда, одежда… Настоящий шаманский бубен, с помощью которого избранники духов когда-то общались с ними…

Именно о шаманах и пошла речь. Рассказав то, что нужно для статьи, мой собеседник – а им был Борис Хатмиевич Кадиков, историк-краевед, Почётный гражданин г. Бийска – поделился своей тревогой, связанной с тем, что последний кумандинский шаман не может передать свой дар. Некому… У кумандинцев шаманский дар передается по наследству, однако нынешний шаман (речь, напомню, о событиях 15-летней давности) не может договориться с сыном – тот отказывается жениться и заводить детей, опасаясь того, что внуку старого шамана будет передан тот самый дар.

Кумандинцы. Снято на одном из городских мероприятий.
Кумандинцы. Снято на одном из городских мероприятий.

Дар или проклятие?

Быть шаманом очень тяжело, существует даже понятие «шаманская болезнь» - духи мучат человека, заставляют страдать физически и духовно на пути становления, приятия шаманского дара. Став же шаманом, человек уже не принадлежит полностью своей семье и вообще миру людей, он является проводником в мир духов, говорит с богами и демонами. Шаманские экстатические ритуалы при этом отнимают колоссальное количество энергии.

Вполне можно понять человека, который не хотел бы такой участи себе и своим детям. Но как же быть с тем, что кумандинцы останутся и вовсе без шамана? В ходе разговора Борис Хатмиевич – не знаю, в шутку или всерьез – предложил мне стать женой несговорчивого сына шамана, каким-то образом на него повлиять. Родить сына, который мог бы принять дар от своего деда.

Что-то мне даже представить такое сложно и теперь, ну а тогда я была, конечно, вообще в шоке!

Что это было?

Бориса Хатмиевича нет с нами уже 10 лет. Это сейчас я понимаю, что разговаривала практически с живой легендой, тогда же это было так просто. Мы часто видели его в здании Бийского краеведческого музея, на городских мероприятиях, даже в преклонном возрасте Борис Кадиков продолжал трудиться. И по-настоящему болел своим делом. Судьбой кумандинского народа в том числе.

Думал ли он, что я могу на такое предложение ответить согласием? Незнакомая девушка, журналистка, к которой он обратился наугад. Конечно же, нет. Но было ли оно шуткой? Я не думаю. Мне кажется, это было сказано всерьез.

Я не хочу обидеть память этого удивительного человека, поэтому еще раз уточняю, что это лишь мое суждение. Может быть, Борис Хатмиевич и правда подшутил надо мной, но в моей памяти этот разговор остался как что-то особенное. Другое мышление. В нем есть что-то высокое и завораживающее. Такая детская открытость, полное погружение в то, что считаешь важным в жизни. Границ «нормального» нет.

Когда-нибудь я узнаю, как закончилась эта история – с шаманом. Передалось ли сакральное знание дальше по роду кумандинцев? Или действительно ему было суждено угаснуть?

Судьба малочисленных народов непроста, но кумандинцы стараются сохранить свою культуру. Будете в Бийском краеведческом музее – зайдите в этот зал, вы сможете не только узнать больше о истории города, но и почтить память человека, историка, посвятившего этому народу часть своей жизни.

Анна Наседкина