Эта история случилась около 15 лет назад в Бийске, расскажу ее для челленджа #народы мира Я была начинающим журналистом, писала в одну из городских газет. Мне нужно было взять комментарий о кумандинцах – коренных жителях этой местности.
…В сумерки в здании Музея, старинном купеческом особняке, немного не по себе. Тихо и как-то жутковато. Рабочий день заканчивается, посетителей почти нет. В такие моменты энергетика экспонатов чувствуется ярче – ты понимаешь, что перед тобой настоящие вещи, посуда, одежда… Настоящий шаманский бубен, с помощью которого избранники духов когда-то общались с ними…
Именно о шаманах и пошла речь. Рассказав то, что нужно для статьи, мой собеседник – а им был Борис Хатмиевич Кадиков, историк-краевед, Почётный гражданин г. Бийска – поделился своей тревогой, связанной с тем, что последний кумандинский шаман не может передать свой дар. Некому… У кумандинцев шаманский дар передается по наследству, однако нынешний шаман (речь, напомню, о событиях 15-летней давности) не может договориться с сыном – тот отказывается жениться и заводить детей, опасаясь того, что внуку старого шамана будет передан тот самый дар.
Дар или проклятие?
Быть шаманом очень тяжело, существует даже понятие «шаманская болезнь» - духи мучат человека, заставляют страдать физически и духовно на пути становления, приятия шаманского дара. Став же шаманом, человек уже не принадлежит полностью своей семье и вообще миру людей, он является проводником в мир духов, говорит с богами и демонами. Шаманские экстатические ритуалы при этом отнимают колоссальное количество энергии.
Вполне можно понять человека, который не хотел бы такой участи себе и своим детям. Но как же быть с тем, что кумандинцы останутся и вовсе без шамана? В ходе разговора Борис Хатмиевич – не знаю, в шутку или всерьез – предложил мне стать женой несговорчивого сына шамана, каким-то образом на него повлиять. Родить сына, который мог бы принять дар от своего деда.
Что-то мне даже представить такое сложно и теперь, ну а тогда я была, конечно, вообще в шоке!
Что это было?
Бориса Хатмиевича нет с нами уже 10 лет. Это сейчас я понимаю, что разговаривала практически с живой легендой, тогда же это было так просто. Мы часто видели его в здании Бийского краеведческого музея, на городских мероприятиях, даже в преклонном возрасте Борис Кадиков продолжал трудиться. И по-настоящему болел своим делом. Судьбой кумандинского народа в том числе.
Думал ли он, что я могу на такое предложение ответить согласием? Незнакомая девушка, журналистка, к которой он обратился наугад. Конечно же, нет. Но было ли оно шуткой? Я не думаю. Мне кажется, это было сказано всерьез.
Я не хочу обидеть память этого удивительного человека, поэтому еще раз уточняю, что это лишь мое суждение. Может быть, Борис Хатмиевич и правда подшутил надо мной, но в моей памяти этот разговор остался как что-то особенное. Другое мышление. В нем есть что-то высокое и завораживающее. Такая детская открытость, полное погружение в то, что считаешь важным в жизни. Границ «нормального» нет.
Когда-нибудь я узнаю, как закончилась эта история – с шаманом. Передалось ли сакральное знание дальше по роду кумандинцев? Или действительно ему было суждено угаснуть?
Судьба малочисленных народов непроста, но кумандинцы стараются сохранить свою культуру. Будете в Бийском краеведческом музее – зайдите в этот зал, вы сможете не только узнать больше о истории города, но и почтить память человека, историка, посвятившего этому народу часть своей жизни.
Анна Наседкина