Недавно прошла информация об использовании системы «Поле-21» в Карабахской войне 2020. В прессе утверждалось что « …применение системы «Поле-21» позволило на 4 дня практически исключить применение БЛА. Однако система управления БЛА была перестроена и их применение продолжилось...».
Давайте попробуем разобраться в технических аспектах этого утверждения. Для этого нам понадобиться немного разобраться в следующих вопросах: что собой представляет система «Поле-21», на какие системы управления БЛА она действует и как можно было «перестроить» систему управления БЛА.
1. Система «Поле-21»
«Поле-21» - это система подавления сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Система построена по принципу распределенных постановщиков помех, управляемых из единого центра. Выбор в пользу построения системы на базе распределенных источников помех повышает живучесть системы, снижает влияние затенений от местности и наилучшим образом подавляет спутниковое радионавигационное поле на обширной территории.
Система подавляет сигналы всех ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, Beudou(BDS), Galileo) во всех диапазонах: L1, L2, L3, L5. Но основное внимание, вероятней всего, уделено самому используемому диапазону L1 (1575,42 МГц). Дело в том, что абсолютное большинство приемников ГНСС работает исключительно в диапазоне L1.
Каждый постановщик помех имеет мощность 0,6…1 кВт. Если исходить из того, что энергия расходуется для всех систем (GPS, Galileo …) и диапазонов – то мощность в одном диапазоне составит порядка 100…200 Вт. Этого вполне достаточно для подавления приемников ГНСС на любых дальностях, в пределах прямой радиовидимости.
Система «Поле-21» обеспечивает подавление навигационного поля ГНСС мощными рассредоточенными источниками помех.
1. Аппаратура спутниковой навигации в БЛА
Аппаратура спутниковой навигации используется в БЛА для решения следующих задач:
- ‑ навигационного обеспечения (привязка к местности, режимы полета и т.п.);
- ‑ применение средств поражения (в варианте использования разведывательно-ударного БЛА);
- ‑ целеуказания (в варианте использования разведывательного БЛА).
Первая задача вполне ясная и не требует разъяснений, так как многие из нас использует спутниковую навигацию именно в этих целях – определяют свое местоположении, будь то навигатором в машине или при использовании пешим порядком яндекс/google картами. Решение этой задачи обеспечивается «обычными» приемниками.
Вторая задача не совсем очевидная – поэтому разъяснения не помешают. Задача разведывательных (разведывательно-ударных) БЛА не в оценке своего места положения, а в оценке местоположения цели. Для решения этой задачи, кроме привязки собственного местоположения по карте, нужна точная оценка угловой ориентации линии визирования на цель.
Важность обеспечения высокой точности угловой ориентации рассмотрим на примере. Пусть требуется определить погрешность местоположения наземной цели при дальности визирования до БЛА - 2000 метров для двух разных по точности систем ориентации: инерциальной системы навигации (ИНС) и спутниковой системы ориентации.
Погрешность определения ориентации ИНС примем порядка 1 градуса. В этом случае получим погрешность определения местоположения цели составит 35 метров.
Для угломерной спутниковой аппаратуры, при базе антенных систем 1,5 метра, погрешность определения ориентации составит порядка 0,1 градуса. Тогда погрешность определения местоположения цели будет равна 3,5 метров, т.е. в 10 раз меньше.алые угловые ошибки приводят к большим погрешностям в оценке местоположения цели
Обеспечение погрешностей порядка единиц угловых минут при компактных размерах аппаратуры возможно только при использовании технологии спутниковой навигации. Ещё одним важным достоинством ориентации по спутниковым системам отсутствие эффекта накопления ошибок, характерного для инерциальных (автономных) систем. Вероятно поэтому на разведывательных (разведывательно-ударных) БЛА устанавливают спутниковую угломерную аппаратуру.
Теперь рассмотрим конкретный БЛА Bayraktar TB2. Из доступных фотографий в интернете можно определить наличие у него угломерной системы.
Бортовой комплекс БЛА Bayraktar в полной мере использует возможности, которыми располагают ГНСС. В составе оборудования имеется угломерная спутниковая аппаратура, обеспечивающая точность определения ориентации порядка 4...8 угл. минут.
1. Способы «перестройки» системы управления БЛА
В условиях подавления навигационного поля ГНСС решение перечисленных выше задач приемниками спутниковой навигации БЛА не представляется возможным. Однако существуют определенные технические возможности для применения БЛА.
Решить задачу навигации можно и без приемников спутниковой навигации. Например, в условиях безоблачной погоды можно решать задачи навигации по оптическим системам с привязкой к картам. Это задача сложная, но в принципе решаемая. Кроме наличия ясной погоды и ориентиров на местности придётся отказаться от режима радиомолчания.
Другой вариант – использование режима навигации в системе Link-16. Как я уже писал в других статьях, аппаратура данной системы установлена на БЛА Bayraktar. Функция определения координат в системе управления Link-16 позволяет определить местоположение с точностью (в горизонтальной плоскости) порядка 30…50 метров.
Оба варианта (по оптике и с использованием Link-16) в принципе позволяют решить задачу навигации, однако исключают возможность применения высокоточного оружия. Поэтому в условиях подавления навигационного поля ГНСС требуется поиск новых задач, которые способны решать БЛА. Вероятней всего в этом и заключалась «перестройка» системы управления БЛА.
Несмотря на то, что для анализа у нас было не много данных всё же можно сделать основной вывод – постановка помех спутниковым навигационным системам полностью исключает возможность применение высокоточного оружия и значительно затрудняет решение задач навигации и разведки.