Вторая волна распространения коронавирусной инфекции вновь стала причиной ограничений, которые затронули большое количество людей, пребывающих в режиме самоизоляции, – пожилых, имеющих хронические заболевания и др. В том числе эти ограничения оказываются связаны и с посещением богослужений. Перед православными христианами стоит вопрос, как в подобных обстоятельствах сохранять связь с Церковью, с родным храмом, посещение которого является важной частью жизни? Как поддержать духовенство, монастырскую братию или сестер, людей, служащих при храме, при отсутствии возможности прийти на службу?
Как известно, новые времена диктуют новые решения. И такое решение предложили сотрудники информационной службы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, где настоятелем является архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству. Они разработали и создали онлайн-сервис и виртуальную среду «Храм24». Задача ресурса – дать возможность прихожанам в условиях режима вынужденных ограничений удаленно участвовать в жизни своих приходов.
Как нам рассказали отец Мелхиседек и его помощник, разработчик проекта «Храм24» – иерей Алексий Ишков, ими был создан некоммерческий проект – специальная платформа, которую назвали «Храм24». Она позволяет объединить различные храмы и монастыри в единую виртуальную среду и дает возможность верующим взаимодействовать, общаться со своими любимыми приходами, как сейчас принято говорить, удаленно. Сервис является бесплатным.
Как он работает? Если у храма есть свой сайт, ему предоставляется специальный виджет (это такая графическая картинка, с помощью которой мы переходим на другой сайт или в другую виртуальную зону), который устанавливается на сайте храма. Второй вариант – если по каким-либо причинам у храма нет своего сайта, создается ссылка на этот храм на портале «Храм24», с помощью которой прихожане могут подать требы в свой храм.
«Храм24» предлагает самые разнообразные формы взаимодействия в виде удобного интерфейса, который специально разработан под конкретную задачу: можно подать записки на богослужение, поставить свечи к иконам, организовать сбор пожертвований и целевую помощь. Причем этот сервис, в отличие от соцсетей, можно постоянно изменять и улучшать в соответствии с пожеланиями приходов.
«Храм24» – это не сайт, а именно сервис, система управления, которую при желании каждая обитель может настроить в соответствии со своими нуждами. При этом площадка не является посредником между храмом и его прихожанами, все получаемые средства и пожертвования находятся в руках самих храмов, приходов, монастырей.
Первый раздел сервиса создан для того, чтобы обеспечить всем желающим возможность удаленно подавать записки. Они подаются в соответствии с тем, какие требы можно заказать в том или ином храме: о здравии, об упокоении, панихида, молебен, сорокоуст и т.д. У каждого пользователя есть личный кабинет, в котором хранятся сведения о ранее поданных именах, очень удобно для повторной подачи треб.
Второй раздел – свечи. Интерфейс реализован таким образом, что пользователь воочию видит фотографию из храма, где расположен тот или иной подсвечник, у какой иконы он бы хотел поставить свечу.
Третий раздел сервиса «Храм24» – это жертва в алтарь для совершения богослужения. В этом случае каждый храм, каждый монастырь сам определяет тот набор продукции, которая необходима для богослужения: свечи, лампадное масло, ладан, вино «Кагор».
Четвертый раздел называется «Целевая помощь». Здесь монастырь или храм может рассказать, в чем испытывает острую нужду в настоящий момент и объявить целевой сбор помощи. При этом в разделе «Целевая помощь» можно указать необходимую итоговую сумму, чтобы люди могли отслеживать, как идет сбор и сколько ещё средств необходимо собрать.
Кроме того, у каждого храма, у каждой монастырской общины есть внебогослужебные расходы: коммунальные платежи, расходы на уборщиков, садовников, охрану и т. д. В этом случае монастыри и храмы тоже рассчитывают на помощь своих прихожан, и эту помощь люди могут оказать, не выходя из дома. Достаточно напрямую перевести средства онлайн.
Как говорит отец Мелхиседек, сама жизнь поставила нас перед необходимостью создания такого сервиса. «Когда грянул режим самоизоляции, мы увидели, как важно сохранять связь прихожан с их любимым храмом или монастырем. И эта связь важна для обеих сторон. Церковь не может существовать без прихожан. Мы служим Богу и людям, которые приходят в храм. Когда потребовалось закрыть храмы, мы исполнили это предписание, но люди все равно являются неотъемлемой частью жизни Церкви. И так же, как священнослужители заботятся о духовной жизни прихожан, так и прихожанам надо заботиться о жизни своего прихода, чтобы каждый храм или монастырь мог оплачивать коммунальные услуги и содержать сотрудников, которые помогают в поддержании его жизнедеятельности.
Церковь, по сути, это сообщество людей, у которых есть лишь один главный объединяющий момент – вера в Бога. И наш сервис «Храм24» как специально разработанный ресурс для общения и поддержки тоже вносит свою малую лепту в жизнь этого сообщества, помогая укреплять связь Церкви со своими чадами».
Ссылка на онлайн-сервис Храм24 здесь.
Познакомиться подробнее с проектом «Храм 24» можно на нашем портале «Монастырский вестник» в материале «”ХРАМ24”: Посети нас по сети, или Как оставаться на связи с монастырем».
Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Благовещенский монастырь – хранитель и преемник христианского наследия в Крыму (Часть 1. Мангупское княжество – «последний осколок» Византии)
Игумен Рафаил (Симаков): «Я считал, что с помощью картин людям можно рассказать о Боге»
Святогорская лавра, какая она? Живописные фото и фильм о возрождении.