Вышедший на этой неделе в эфир первый сезон мини-сериала (8 серий) о гибели группы туристов-дятловцев среди моих знакомых смотрят и обсуждают многие. Но особенно заворожённо почему-то - те, кто в этой теме "давно и серьёзно".
А вот те, кто знаком с историей гибели поверхностно, никакого особого рвения в обсуждении не проявляют. Такое ощущение, что они сразу же воспринимают сериал как развлекательный продукт и не ищут никаких особых смыслов и соответствия правде жизни.
Отчего же практически все настоящие "исследователи-гуру" уделяют фильму такое большое внимание? Они что, взаправду ожидали реалистичного, до жути близкого к реальным событиям кинопроизведения?
Бросьте, ребята
Автор этой статьи более 10 лет в составе исследователей темы Перевала, участник двух экспедиций в тот район, множества конференций, поглотил за этой время тонны разговоров с осведомленными людьми, не раз участвовал в телепрограммах в качестве эксперта.
И мне с самого начала не верилось, что соединение аббревиатур ТНТ + ПД сможет выдать какой-то серьёзный, близких к документалистике и реализму продукт. Поэтому я даже не бросился в премьерный день вместе со всеми к голубому экрану, а с некоторым трудом заставил себя начать просмотр спустя целых пять дней после старта показа.
Но даже я, изначально весьма скептически ожидавший не самый сильный кинопродукт, был донельзя огорчён увиденным в первых же двух сериях. В голове, как пульс, стучит одна мысль:
Если уже первые серии сериала настолько убогие, то что нам покажут дальше, когда авторский накал творческой мысли начнёт сдуваться уже по-крупному?
Дело в том, что с первых минут повествования (не могу назвать ни автора сценария, ни режиссёра - и не только потому, что не знаю их имен, а потому что даже не хочется узнавать) нам вешают развесистую, но абсолютно несладкую клюкву. Бормочущие себе под нос какой-то незамысловатый текст люди перед камерой (хотелось назвать их по привычке актёрами, но тут просто не видно актерского искусства) даже не пытаются создать в своем поведении и манере разговора что-то похожее на 1959 год... Собственно, из той эпохи мы вообще ощущаем настоящим только автомобили да ещё квартиры-"сталинки". Остальное можно легко переместить, скажем, в 1985 год - и ничего не изменится!
Сценарный план тоже в целом обстоит просто и бесхитростно: для раздутия контента 8 серий никакие вкрапления иных тем не будут мусором. Не выкидывать ничего! Сгодится всё! Так появляются в кадре фашистский замок, Аненербе и зомби.
Эпизоду к шестому можно будет пойти еще дальше: показать негров из американской диверсионной группы среди валунов Холат-Чахля. Ну или дятловцев, купающихся вместе с Лох-Несси в ледяном озере под Отортеном. Слово "бред" забыто, теперь это называется креативный сценарий.
И, разумеется, чисто фактологические издевательства над правдой и реальностью. Каким-то образом под кедром уже лежат не два Юры, Дорошенко и Кривонищенко (как было в настоящем 1959-м), а Юра и Семён Золотарёв. А заезжий майор КГБ непринуждённо форсит по Перевалу периода конца февраля в шляпе и пальто (и наверняка из обуви на нем туфли-лодочки). Однако ветер на этих голых местах продувает так, что даже в августе я предпочитал одевать на голову спортивную вязаную шапку. А зимой ветер зачастую там просто сбивает с ног человека. Поэтому в реальной жизни товарищ майор уже к середине первого эпизода не к девочке-патологоанатому в гости поедет водку пить и рассказывать про свою войну с фашистами (которые, как утверждает этот "кинофронтовик", ведь тоже люди), а в военный госпиталь с пневмонией и менингитом.
Однако всё это мелочи, такие мелочи. Настоящая глобальная фишка первых серий заключается во фразе, которую автор (в силу своего убогого мышления и несоответствия современным творческим трендам) не может ни принять, ни даже осознать, а может только повторить. В конце первого же эпизода (видимо, чего тянуть резину, сочли авторы) присланный московский кагебэшник, майор Олег, показывает трофейный пистолет "вальтер" и добавляет: "Я из него Гитлера убил".
Знаете, будь это я создателем сериала, я бы на этом и закончил кинопоказ. То есть ограничился одним эпизодом, который завершается этой фразой. Потому что в ней одной больше модернизма и апокрифичности, чем во всех произведениях Джеймса Джойса. После констатации убийства фюрера каким-то заштатным майором (надо полагать, после такого героизма он бы к 1959-му был уже минимум генерал-полковником) надо ли вообще продолжать что-то показывать дальше?..
Наверное, надо. Возможно, Адольф по замыслу авторов окажется ещё одним зомби из Аненербе и придет в ночь с 1 на 2 февраля на Перевал сводить счёты со студентами.
Подведём печальные итоги сериала "Перевал Дятлова". Когда примерно на те же грабли и заросли киноклюквы наступали американские окучиватели темы (Ренни Харлин, Донни Эйчар и другие), это было довольно простительно. Мы ведь, россияне, тоже про жизнь в Калифорнии знаем не дальше серфинга и Голливудских холмов. Но когда отечественные создатели топят страшную и важную для нашей страны историю с погибшими дятловцами в бездонных и мутных водах абсурда, то это уже не выглядит как незнание или непонимание реалий жизни. Может, это сознательное издевательство?.. Однако во всем мире принято, в случае серьезного ухода сценарной линии от подлинных событий, менять имена у героев. Однако в данном случае все имена, фамилии, места действия сохранены.
Этот продукт ТНТ можно передать одной простой аналогией. Как если бы, рассказывая, например, историю создания автомата Калашникова, в роли Михаила Тимофеевича снять наиболее бездарного из современных актёров, который вообще не способен понять принцип работы оружейных узлов, а равно и просто внятно разговаривать. А сам автомат сделать из поролона и кое-как раскрасить.
Сериал про "Перевал Дятлова" - вот такая поролоновая фигня, издалека лишь немного напоминающая прототип.
Алексей Королёв, исследователь темы дятловцев с 2008 года
Друзья, вам, конечно, хочется знать, какая версия действительно способна объяснить события 1-2 февраля 1959 года под горой Холат-Чахль.