Рассматривая способы подчинения толпы, мы говорим о том, что
у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение,
вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь
принадлежностью к какой-либо общей идее.
Заметим также, что какая-либо толчея рождает первичный транс.
А индивидам (или группой) находящимся в измененном состоянии сознания значительно легче управлять, прежде всего потому, что снижается порог критичности.
И получаемая извне информация, фактически минуя цензуру психики, проходит сразу в сознание.
Когда мы обращаем внимание на манипулирование массами, то имеем
в виду возможность подобного, основанную на таких эффектах толпы
как заразительность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, фактическая безвластность.
Одним из общих свойств толпы является податливость внушению. Любое внушение в толпе заразительно. Как бы ни была нейтральна толпа, она всегда находится в состоянии выжидательного внимания,
которое облегчает внушение. Внушение тотчас же передастся
вследствие заразительности другим участникам толпы, и тут же
возникает соответствующее настроение. У всех, кто находится под
влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии.
Толпа так же легко совершит поджог дворца, как и какой-нибудь
высший акт самоотвержения;
все будет зависеть от природы возбудителя, а не от тех отношений,
которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и суммой рассудочности, противодействующей его выполнению.
Блуждая всегда на границе бессознательного, легко подчиняясь всяким внушениям и обладая буйными чувствами, свойственными тем
существам, которые не могут подчиняться влиянию рассудка, — толпа, лишенная всяких критических способностей, чрезвычайно легковерна.
Невероятное для ее не существует, и это надо помнить, так как этим
объясняется та необычная легкость, с которой создаются и
распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы.
При этом следует учитывать уже как бы изначальную повышенную агрессивность толпы.
Хотя и видимо здесь же следует понимать, что т.н. агрессивная толпа
способна осуществлять разрядку внутреннего напряжения в поведении, в результате которой прослеживается их тенденция
к становлению их священными, отмеченными глубоким внутренним
чувством, что в свою очередь способно являться фундаментом соответствующего религиозного строя.
Так же, как впрочем, и соответствующую агрессию толпы возможно использовать в направлении целенаправленных социальных
изменений, что в свою очередь приводит к возникновению нового политического строя. Эти
убеждения напоминают религиозное чувство. Это чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа,
боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их — вот главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к невидимому
Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической
идее, — с того самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность.
Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в одинаковой степени.
Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую
формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг